Для Тольятти главное, чтобы АвтоВАЗ работал – правда, уже без Бу
Президента АвтоВАЗа Бу Андерссона, управляющего предприятием около двух лет, отправит в отставку совет директоров, который примет соответствующее решение после мартовских праздников. Об этом сообщил генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Специально для «Давыдов.Индекс» отставку президента АвтоВАЗа комментирует редактор портала TLT.ru Федор Быстров.
– Почему возникла необходимость смены Андерссона? Этот вопрос звучит часто не только в Тольятти и вызывает бурные споры. Одни называют шведа «варягом» и радуются грядущей отставке, другие относятся к этому отрицательно и считают, что именно Андерссон может «вытащить» завод в кризисной ситуации.
При всех достижениях Бу Инге Андерссона на посту руководителя (а они действительно были, про это хорошо известно) есть, мягко говоря, серьезные ошибки в управлении автозаводом, приведшие к гигантскому убытку (74 млрд рублей). Собственно, этот показатель и стал «красной меткой» для топ-менеджера. Эти результаты были последним аргументом в пользу смены Андерссона для его защитников, в частности, Карлоса Гона.
Итак, что же получил АвтоВАЗ, кроме шоу и достижений:
1) Уничтожение отечественных поставщиков комплектующих. Только два ярких примера: «АвтоВАЗагрегат» – банкрот, ВМЗ – закрыт. Мы видим, что на место отечественных комплектаторов пришли импортные поставщики. При этом сегодня, ситуацию вокруг обанкроченных производств пытаются оседлать политики, нагнетая социальную остановку в Тольятти.
2) Снижение локализации производимых моделей. Нет ответа на вопрос, почему локализация LADA Vesta составляет 47% (данные на сентябрь 2015 г.) а официально называется цифра 71%? Локализация другой новинки (с французским двигателем и пр.), XRAY, составляет 22%, официально сообщают о чуть более 50%? Официальный пресс-центр отвечает на вопрос о локализации так: «С нашей стороны ничего не меняется – мы заявляем о более чем 70% локализации у Весты и более 50% – у XRAY.» О скрытом импорте ни слова.
3) Уход из бюджетного сектора. Тренд, начатый Нагайцевым (бывшим вице-президентом по маркетингу АвтоВАЗа) с LADA Granta, когда отказались от производства дешевой и доступной «классики», завершил Андерссон. Новинки LADA стали недоступны рядовому покупателю. Цены новинок АвтоВАЗа продемонстрировали громадную ошибку в маркетинге. Это видно по продажам.
4) Закрытие ОПП. Напомню, здесь собирали автомобили тестовых серий. На оборудование было потрачено около 450 млн государственных денег. Как писали заводчане, изготовленные детали резали на металл, чтобы выполнить приказ о срочном переезде. Это что, рачительное расходование государственных средств? Вопрос риторический.
5) Перенос производства спортивных LADA на конвейер. Дочерняя компания LADA Sport выходила на окупаемость. Производство автомобилей за несколько лет было отлажено. Андерссон выпускает приказ о переносе производства на конвейер. Где логика? По сути, спортивное направление на АвтоВАЗе пытались закрыть. Отмечу, что LADA Sport удалось отстоять.
6) Сокращения персонала. С начала года сокращено более 5 тысяч человек. Процесс объективный, у завода есть свои хозяева, и они решают, сколько людей должны работать на предприятии. Правда, ряд фактов заставляет задуматься о адекватности этих самых сокращений. К примеру, незадолго до Нового года, в декабре 2015 года из НТЦ было уволено 70 человек. Хороший подарок люди получили к праздникам!
7) Логистика, консалтинг, инжиниринг и PR. Перенос производства LADA Vesta в Ижевск при готовом оборудовании для производства модели в Тольятти. Заказы зарубежным инжиниринговым компаниям (при наличии собственного НТЦ), непрозрачные траты на консалтинг иPR. Все это выглядело как пир во время чумы.
И, наконец, главное. У Андерссона не было команды. Люди менялись с завидной частотой, что только нервировало персонал и вносило сумятицу в технологический процесс. Отмечу также, что ГАЗ, который постоянно ставят в заслугу Андерссона, выжил благодаря госзаказу и корпоративным продажам. Этот автозавод нельзя сравнивать с АвтоВАЗом!
Этот список можно было бы продолжить. Однако сейчас акционерам и коллективу автозавода предстоит вытаскивать предприятие из той ямы, в которую он угодил. Снова решать проблему социальной напряженности в Тольятти. Эта ситуация значительно хуже 2010 года, когда было массовое сокращение сотрудников. А выборный год является катализатором напряженности социальных процессов в Автограде.
Указание Владимира Путина кабинету министров о мерах поддержки отечественного автопрома, визиты в Тольятти Аркадия Дворковича и Дмитрия Медведева показали обеспокоенность ситуацией на заводе и в Тольятти федеральных властей. Это были признаки того, что Бу Андерссон стал «хромой уткой».
Для Тольятти главное, чтобы АВТОВАЗ работал. Правда, теперь уже без Бу.