Место под солнцем
Тольяттинский драматический театр «Колесо» открыл ХХIX сезон пьесой Александра Островского «Доходное место».
Параллели 19 и 21 веков
Что изменилось в человеке за полтора века благодаря достижениям технического прогресса, войнам, революциям и перестройкам? И изменилось ли? Сегодняшняя городская жизнь, семья, способы достижения высот в карьере и тогда? Может быть это де жавю?
Современный антураж в декорациях с первых мизансцен переносит зрителя в современность не смотря на заявленного классика. Программа поясняет: сцены из городской жизни с караоке.
Будет ли Островский? Или будет нЕчто на тему классика?…
И вправду первое действие начинается явными современными картинками повседневности.
Молодой человек (актёр Роман Касатьев) в облегающей спортивной одежде совершает разминочные движения в стиле восточных единоборств, переодевается в костюм, чистит пистолет. Охранник чоповец не иначе?
Панель с шестью экранами видеонаблюдения. Задник с черно-жёлтыми диагоналями на огромных вращающихся щитах. Желтые металлические подвижные ограждения.
Правая сторона сцены: супружеская постель хозяев дома Вышневских. Анна Павловна (актриса Елена Родионова) и её супруг Аристарх Владимирович (актёр Ян Новиков) в шелковых халатах на атласных простынях учиняют сцену, кто кому и чем «дорог», а кто неблагодарно холоден.
И как только герои заговорили — Островский на сцене в непривычно-оригинальной подаче режиссера-постановщика Михаила Чумаченко и художника по костюмам Андрея Климова.
Я, как зритель, в предвкушении сюрпризов и неожиданностей с первых минут
Колоритные герои выглядят как скандальные персонажи жизни сегодняшней российской элиты, живущей «по доходам». Всё узнаваемо. Всё наше. Всё про всех нас разных и схожих.
Для состоятельного Вышневского жизнь- череда ступеней власти, поднимающая его имя и достаток пропорционально толщине конвертов, прошедших через его руки.
Для племянника Аристарха Владимировича Жадова Василия (актер Петр Касатьев) в приоритете бунтарский дух и аромат свободы. Но как верно замечает правая рука олигарха Вышневского Аким Юсов (актёр Андрей Чураев), до той поры только брыкается племянничек, пока на содержании дяди находится. Не учтив, не трудится, скандалит и не почтителен с теми, кто «потом и кровью» старается: конверты свои от просителей принимает.
Для Белогубова (актёр Владимир Губанов) жизненный смысл в должности столоначальника (чиновника любого ранга по нынешним должностным иерархиям власти). Иначе как прожить? Даже жениться не сможет. Кто ж за бессребренника дочь из приличной семьи отдаст? И ползать готов, и угождать, а молчать или говорить только тогда, когда ритуалы позволяют.
Актуальна тема? Конечно же актуальна. На дворе кризис и безработица. Процветают сговор, взяточничество и чинопоклонство. И новое слово в язык вошло — коррупцией теперь это всё зовётся.
Фелисата Кукушкина (заслуженная артистка России Ольга Самарцева) — обедневшая дворянка с замашками аристократки. Матушка всю жизнь положила на то, чтобы девочки ее Юлия (актриса Елена Добрусина) и Полина (Марина Филатова) удачно были отданы за достойных людей. Ради же их счастья и красивой жизни. Приданого нет, так ведь красотой очаровывать женихов следует, или чем хотите… Только чтоб фамилия известная или доход завидный. Или уж, на крайний случай, перспектива получить чин в ближайшие сроки!
Сцены научения женским штучкам впечатляют. И зритель лавирует на грани понимания: это они про сегодняшних девушек? Или такие способы имеют многовековую историю? Неужели девушки, имеющие в арсенале салоны красоты, тренажерные залы, планшеты, иномарки, ночные клубы всё там же, что и полтора века назад?… Соблазняй и бейся за того, кто при фамилии или должности? И лучше всего, если он к Газпрому имеет прямое отношение. Или к местной элите. Или уж прямо к губернаторской команде?…
Молодёжь во все времена жаждет жить красиво. Ведь молодые упругие тела просят нарядов. Просят вкусной еды и ярких развлечений за границей. Которые что сейчас, что во времена Островского недёшевы. И снова проникновение на глубины реальной действительности: а можно ли получать удовольствия, не имея доходного места или богатенького мужа? Можно ли честному, мыслящему и развивающемуся человеку заработать каждодневным трудом такие блага для себя, для семьи?
Зрителей вовлекает в действие сыгранный ансамбль актёров разных поколений. Они естественны и органичны, будто разговаривают с залом о своём и нашем просто высоким литературным штилем. И глубокий текст ничуть не умаляется несоответствующими эпохе костюмами или музыкой. Его смысл будто усиливают песни Шевчука, Би-2. Ведь зал не просто слушает. Практически каждый поёт про себя, настолько они уже врезаны в нас. Диссонанс рождается внутри от ощущения, что это мина. Мина, тикающая столетия.
Матери мечтают выдать замуж дочерей поудачливее да повыгоднее. Если у жениха что-то имеется за душой и любовью: родственники состоятельные или тёпленькое чиновничье кресло, — почему бы и не присмотреться к подобному кандидату?
И не поверить нельзя, что Жадову, что Белогубову. Стараются парни для семейного счастья, ищут, землю роют, встраиваются в существующий социальный порядок или отстраиваются. Герой Петра Касатьева — лёгкий, романтичный, расстающийся с ключами от явно импортного авто достойным жестом. Белогубов Владимира Губанова полусогнутый, заискивающий, нерешительный, но жаждущий внимания. Оба хороши в антагонистических ролях. Но если в первом действии один вызывает презрительную улыбку ползаньем, туповатостью, простоватостью. А другой поощряется зрителем одобрительной улыбкой за уход от дяди взяточника на вольные хлеба. Всё изменяется во второй части спектакля. Здесь они МУЖЬЯ. А с мужа спрос иной, чем с жениха. Не так ли, милые дамы? Режиссёр Михаил Чумаченко вместе с А.Островским превосходно подчеркнул эту разницу.
Вторая часть. Год спустя. Романтика и эйфория позади. Реальность поглощает с головой. Жадовых романтика и свобода приводит к выживанию. А угодливых Белогубовых — к увеличению получаемых сумм. И оба ведь стараются на благо молодых жён и семей. Оба делают это из любви к молоденьким жёнам-красавицам.
На суд зрителям предстают собственные внутренние архитипические образы. Герои спектакля, выстреливая фразами в установленные микрофоны, вводят зрителя в диалог с самими собой.
«Точите мужей своих! Дай денег! Дай денег!» — звонко учит Кукушкина-мать точно выверенной интонацией и восхитительной игрой Ольги Самарцевой. А не точишь? Целуешься и милуешься с ним нищим? Быть тебе нищенкой, жить в стыде и позоре. Такие искры способны воспламенить женские сердца зрительниц. Может и вправду точить надо, чтобы мужей смотивировать на достойную жизнь? Или нет? Тут же в смятение погружаются дамы, услышав довод безденежного мужа: ведь с утра до ночи трудится, учится, преподаёт, читает, пишет. Разве обвинишь его в ленности? И её к делу призывает: за домом смотреть, мыть, чистоту наводить. А сестра в заграничных нарядах производит фуррор новыми шляпками и вроде бы тоже правильными тезисами: её-то муж из кожи вон лезет, чтобы жизнь семейная была процветающей, чтобы жена лаской одаривала его за труды. Не так ли и должно быть? Не этому ли учат на женских тренингах, психологических сайтах и в реалити-шоу? И где же больше житейской правды-мудрости?
Может и ему-то не милы способы добывания средств на проживания, да иных-то нет… За ум и честность никто не платит. На хлеб еле хватает. Он и помочь готов родственникам, дак ведь те из гордости отказываются.
Всё переплетается. Зритель уже и не в каждом эпизоде понимает: на чьей я стороне? Кого я готов осуждать? Кто подлец, кто молодец? Кого поддерживать? Страсти закипают, темпераменты актёров и актрис захлёстывает зал переживаниями. Может стоит и в самом деле с поклоном идти к дядюшке от безысходности доходного места просить. ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ! Чтобы жена молодая любимая не ушла.
Смешанные чувства и краски. Обескураженность зрителя, не читавшего ранее пьесу.
Приближается развязка. Как объектив фотокамеры фокусирует картинку, Островский вкладывает в уста молодой жены Вышневского Анны монолог растерзанной, развращенной, задохнувшейся в роскоши Души.
На сцену выходит женщина, купленная мужем в юном трогательном возрасте и распнутая жизнью за продажность, отказ от себя самой. Таков финал её «благополучного замужества»: мёртвые чувства в богатых убранствах. Холод, закутанный в бархат, бессердечность, обёрнутая модными шелками, разоблаченный муж и конфискация имущества.
Где же правда? Где справедливость? Как же так? Красивый карточный домик рушится.
Финальная сцена: высокий чиновник ограничен желтыми ограждениями, отвернувшаяся жена, его же халдеи вкладывают ему в руки пистолет. Затемнение. Выстрел.
Комментарий помощника Юсова: с Вышневским случился удар.
Игра окончена. Справедливости ни для кого не будет.
Яркая впечатляющая подача пьесы, вроде бы знакомая старшему поколению со школьной скамьи. Живой диалог русского человека с самим собой через пьесу — это и есть Александр Островский. Драматичный, откровенный, двигающий к осознанному выбору.
Желаю спектаклю долгой сценической жизни в данной интерпретации.
Желаю молодым смотреть и через образы задаваться кучей вопросов «за жизнь и за семью». Желаю родителям смотреть, осознавая: чему мы учим своих детей? Какие ценности мы пропагандируем? Какой пример подаём собственной жизнью? Может стоит немного сменить ракурс от выгод ума к искренности сердца?
Рекомендую смотреть всем! В соответствии с ремаркой «16+».