Телеканал «Наука» как популяризатор научного знания

ВСЕРОССИЙСКИЙ
ФОРУМ НАУЧНОЙ МОЛОДЕЖИ

«ШАГ
В БУДУЩЕЕ»

Всероссийская
научная конференция молодых исследователей

«ШАГ
В БУДУЩЕЕ»

Симпозиум
4. Социально-гуманитарные и экономические
науки

L
Наука в масс-медиа

Телеканал
«Наука» как популяризатор научного
знания

Автор:
Шарова Елизавета Игоревна,

учащаяся
11 класса МБОУ ДО ГЦИР

г.о.
Тольятти, ул. Коммунистическая, 87 А

Домашний
адрес: 445012 Россия, Самарская обл.

г.
Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 45
кв. 124

Научный
руководитель
:

Дедова
Светлана Григорьевна,

педагог
дополнительного образования высшей
категории

МБОУ
ДО ГЦИР (г. Тольятти)

г. Тольятти,
2016 – 2017
Телеканал
«Наука» как популяризатор научного
знания

XXI
век — это век современных технологий.
Телефоны, планшеты и компьютеры с выходом
в Интернет сделали нашу жизнь намного
проще. Но есть и обратная сторона медали.
На фоне создания и развития инновационных
технологий снижается образованность
молодого поколения. Спросите у школьника
формулу поваренной соли и в ответ
услышите: «Окей, гугл».

Возникает
вопрос, как предотвратить синдром
«глобального списывания» и сделать
изучение наук более популярным среди
молодежи?

Большая
роль в решении этого вопроса отводится
средствам массовой информации (далее
СМИ), которые оказывают значительное
влияние на общественное сознание. В
настоящее время одним из приоритетных
направлений деятельности телевидения
является популяризация науки.

«Научно-популярное
кино не имеет права быть не интересным.
В противном случае его не будут смотреть.
А рецепт хорошего и интересного кино —
будь то документальное или художественное
— хорошо известен: делать от души. Делать,
используя все современные технические
средства. И делать так, чтобы было понятно
то, о чем ты рассказываешь», — говорит

Антон
Войцеховский, ведущий передачи
«
EXперименты»
на телеканале «Наука».

Телеканал
«Наука» — это СМИ, популяризирующее
достижения российской и зарубежной
науки. Задача телеканала – в простой и
доступной форме рассказать о мире
научных достижений и открытий. В эфире
ежедневно выходят телепрограммы
собственного и иностранного производства.

«В
начале славных дел»

Телеканал
стартовал 2 апреля 2011 года
сразу
в нескольких крупнейших кабельных сетях
России. Вещание началось в сети Акадо,
НТВ+, Радуга-ТВ и сетях Ростелекома. В
настоящее время БИЛАЙН-ТВ тоже начал
трансляцию телеканала.

В своей работе
над созданием телепередач применяются
самые современные аудиовизуальные
технологии и средства. Среди них:

Тепловизорные
камеры
, с
помощью которых телеканал показывает
зрителю, как выглядит тепло и холод,
которые излучают предметы и люди вокруг
нас.

Шлирен-съемка
дает
возможность

обнаружить оптические неоднородности
в прозрачных, преломляющих средах, и
выявить дефекты отражающих поверхностей.

Сверхскоростные
камеры
позволяют
рассмотреть самые быстрые процессы,
которые обычно невозможно увидеть
невооруженным глазом — такие, как
взрывы, полеты пули или стрелы.

В производстве
телеканала находится больше 20 передач,
рассказывающих о социально-гуманитарных,
естественных и технических науках.

Кроме
трансляций программ на телеканале,
«Наука» имеет свой сайт, канал на
«
YouTube»
и аккаунты в социальных сетях: «ВКонтаке»,
«Одноклассники» и «
Facebook».
За новостями канала в соцсетях следят
более 630 тыс. чел. И это число растет.

На
мой взгляд, возможность следить за
новостями и смотреть программы в
социальных сетях намного увеличивает
аудиторию канала и делает его более
популярным в молодежной среде. Современная
молодежь уделяет больше времени
Интернету, а не телевидению.

 

1.
Сайт телеканала «Наука»

В
период с ноября 2015 года по январь 2016
года, по данным «
TNS
Россия», канал посмотрели 7955 тыс. чел.
Среди отечественных каналов, посвященных
науке, «Наука» уступает лишь «Моей
планете» (18843 тыс. чел.).

На
сайте «
liveInternet»
официальный сайт телеканала «Наука»
занимает 183 место из 1177 мест. По рейтингу
сайта «
OTZYV.ru»
телеканал «Наука» получил 4,1 из 5 звезд,
а на сайте «
tvizo.net»
– 5 из 5.

 

2.
Отзывы зрителей о телеканале «Наука»


Моделирование,
эксперимент, диалог и не только

Как привлечь
внимание молодой аудитории? Как сделать
передачи более интересными и
познавательными? Как просто рассказать
о сложном?

Проанализировав
отдельные выпуски телепередач, я могу
сказать, что значительную роль в решении
всех этих вопросов играют методы
популяризации научного знания.

Например, в
телепередаче Антона Войцеховского
«EXперименты» есть небольшие отступления,
во время которых на экране появляются
необычные факты, вопросы и схемы. Такие
отступления, как правило, выделяются
на фоне всей передачи своей красочностью
и хорошо запоминаются.

 

3.
«Викторина» из программы «EXперименты»
4. Факт из программы «EXперименты»

Кроме того,
как следует из названия программы, в
передаче большое внимание уделяется
экспериментам. Этот метод наглядно
показывает, как достигнуть того или
иного результата, что делает его очень
интересным и ведет к запоминанию
информации.

Хочу отметить,
что фильм ведущего Антона Войцеховского
«Вертолеты» стал лауреатом премии
Ассоциации международного вещания
International Media Excellence Awards-2013. Обогнав
конкурентов со всего мира, среди которых
работы вещателей CNN, France 24 и RT, документальная
лента «Науки» взяла главный приз в
номинации «Лучшая программа о науке»
с подзаголовком
«За отличное объяснение и легкость в
изложении сложных научных вопросов».

В передаче
«Настоящая история» часто используется
такой метод популяризации научного
знания, как моделирование, то есть
построение реально существующих объектов
и создание необходимых условий для
изучения или объяснения этих объектов
и условий. Моделирование помогает
зрителю перенестись в другое время и
пространство, что акцентирует внимание
зрителя на фактах.

В «Настоящей
истории» как в программе о
социально-гуманитарной науке довольно
часто используется диалог с учеными и
представителями научных центров. Для
чего это делается? Если монотонно
рассказывать о каком-либо событии без
смены картинки, то зритель теряет интерес
к происходящему. Особенно это касается
молодой аудитории школьного возраста.
На уроках истории перед учениками 40
минут стоит учитель и им не интересно
просто смотреть, хочется услышать разную
информацию от разных людей. Так внимание
человека не рассеивается, а все время
концентрируется на чем-то новом.

Стоит
отметить, что популярными передачи
делает не только наличие разнообразных
методов популяризации научного знания,
но и необычный сюжет. Примером служит
телепередача Александры Говорченко
«Агрессивная среда». Стоит посмотреть
хотя бы один выпуск программы.

«Агрессивная
среда» — это научно-популярное
расследование. За основу каждого выпуска
берется та или иная агрессивная по
отношению к человеку среда: от дорожных
пробок до открытого огня, от аллергии
и бактерий до подземных опасностей и
боязни высоты, от высокого напряжения
и запредельного давления до радиации
и дикой природы.

Думаю, не
стоит объяснять, почему телезрителю
интересны передачи с интересным сюжетом.

Еще одна
программа, на которую я хотела бы обратить
внимание — это «НЕпростые вещи» с
Алексеем Вершниным. В передаче ведущий
рассказывает о создании и особенностях
окружающих нас вещей, будь то часы или
скоростной поезд, бутерброд или автомат
Калашникова.

Почему я
привела в пример именно эту программу?
Дело в том, что современная молодежь
любит делить себя на технарей и
гуманитариев, причем преобладают
гуманитарии. По Интернету даже гуляют
шутки, смысл которых заключаются вот в
чем: «Я не тупой, я – гуманитарий». И
такая программа поможет повысить уровень
эрудиции у молодого поколения
«гуманитариев».

Телеканал
транслирует и другие телепередачи,
например, «Бионика», «Медицина будущего»,
«Научные мегаустановки», «Тайны мозга»
и друге. На мой взгляд, все эти программы
имеют свою специализацию и рассчитаны
на людей более зрелого возраста.

Подведем
итоги

Так
как
«Наука» привлекает внимание
молодой аудитории?

Для достижения
своих целей телеканал использует
разнообразные методы популяризации
науки. Во всех программах присутствует
описание, сравнение, ассоциация. Многие
передачи используют эксперимент,
моделирование, диалог. Реже встречаются
ролевые и имитационные игры, тестирование,
эмпатия — чувственное восприятие мира
другого человека.

Следует
сказать, что привлечь внимание аудитории
школьного возраста помогает неординарный
подход к преподнесению материала. У
всех программ присутствуют индивидуальные
особенности, которые делают передачу
запоминающейся.

Особую роль
в привлечении молодежи играет сюжет
телепередач. Могу сказать, что каждый
выпуск любой программы «Науки» продуман
до мозга костей.

На качество
программ влияет и техническая сторона
создания передач: использование
оборудования, операторская работа. И
в этом телеканал превзошел все мои
ожидания
. Все передачи сняты
качественно и динамично.

Эти факторы
привлекают аудиторию канала, особенно
это касается зрителей школьного возраста.
Оказывается, изучение наук может быть
интересным и увлекательным!

Надеюсь,
«Наука» и дальше будет радовать зрителей
своими телепередачами.

Список
литературы

  1. Тертычный
    А.А. Методы профессиональной деятельности
    журналиста. М. ВК, 2001. С. 212-218.

  2. Тертычный
    А.А. Методы популяризации научного
    знания в современных СМИ // Информационное
    поле современной России: практики и
    эффекты. Материалы Одиннадцатой
    Международной научно-практической
    конференции. – 2014. – С. 330-337.

  3. Гаврилов
    А. А. Средства воздействия СМИ на
    общественное сознание в условиях
    информационного общества // Молодой
    ученый. — 2012. — №8. — С. 152-155.

  4. Волков
    В. А. Влияние СМИ на формирование
    культурных ценностей: аксиологический
    аспект // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С.
    913-915.

  5. http://www.naukatv.ru/

  6. http://www.liveinternet.ru/

  7. http://tvizo.net/

  8. http://www.otzyv.ru/

  9. https://vk.com/tv_nauka

  10. https://www.facebook.com/nauka20/

  11. https://www.youtube.com/channel/UCIi2Tk2POJkRgWHD7HGBa7Q