«Чехов. Женщины». Премьера в театре «Колесо»
Шесть рассказов, шесть сюжетов, шесть романсов, шесть примеров из жизни и даже шесть окон в оформлении сцены. В театре «Колесо» шесть раз за вечер препарировали отношения между мужчиной и женщиной. Между честностью и приспособленчеством. Между расчетом и совестью.
Цифра «шесть» в номерологии означает доброту, гуманизм и сердечное отношение к людям. Одновременно с этим «шестерка» имеет и отрицательные значения. Это крайние проявления ее достоинств. Добрый и любящий человек может превратится в тирана и деспота, готовность к самопожертвованию обратится в гордыню, а уверенность в своей правоте может привести до умопомрачения даже директора банка.
Хирургом-нумерологом премьерного спектакля «Чехов. Женщины», стал художественный руководитель театра «Колесо» Михаил Чумаченко. Для исследования человеческой натуры режиссером были выбраны шесть рассказов Антона [Павловича] Чехова, «Юбилей», «Который из трех», «Переполох», «Несчастье», «Ведьма» и «Хористка». Рассказы известные, кроме второго в списке. Составители суженных версий собраний сочинений классика старались обходить этот рассказ в советские годы. Правда в современной индустрии аудиокниг, рассказ «Который из трех» пробил себе место на дорожках CD дисков.
Спектакль начинается с раскачки старика Хирина (народный артист РФ Евгений Князев). Бухгалтер зарыт в книгах, щелкает счетами и шмыгает носом. Скука клерка моментально меняется с появлением франта, банкира Шипучина (Андрей Чураев). Здесь режиссер запускает эмоциональные качели, которые не отпускают до конца спектакля. Причем уже в первом сюжете приторность жены банкира Татьяны Алексеевны и паровозоподобность Мерчуткиной (Елизавета Фарапонова) замешивают настоящую гремучую смесь из происходящего на сцене.
Но не будем ударятся в пересказ происходящего, рассказы Чехова хорошо известны людям ищущим и отчасти интересующимся культурой. Михаил Чумаченко хорошо знает фактуру и при этом обладает чутьем при подборе актеров. Сегодня Надю (Марина Филатова), Софью Лубянцеву (Ольга Вольская) или Раису Ниловну (Юлия Киреева) можно узнать среди нас, встретить в кафе или в торговом центре. А кого-то и на приеме у психотерапевата. Даже Савелий Гыкин (Сергей Максимов) вполне себе может трудится охранником на заброшенном складе в промзоне Центрального района.
Глупая и бессмысленная пошлость жизни людей с претензиями и амбициями, прожектерство, жесткая расчетливость и самолюбование себялюбивой девицы, справедливая честная девушка и аморальный женатик-кисель, любовь женатой женщины, убивающая семью, молодая жена — ведьма/эзотерик и старомодный ворчун дьячок, столкновение благородства и хамства, силы и бессилия. В своем детальном исследовании человеческой натуры, этакой эмоциональной шестиходовке, Чумаченко дает отдышаться зрителям в промежутках между каждой историей. Здесь режиссеру помогает композитор Алексей Пономарев. Романсы Вертинского и Дубянского, «Колечко» и в «Лунном сияньи» гармонично вплетаются в сюжет спектакля.
Скромный на первый взгляд антураж спектакля (художник-сценограф Сергей Дулесов), состоящий из «стены» с колоннами с шестью окнами и столом на заднем плане позволяет задействовать все пространство сцены в двух уровнях. Разделение сцены на две части позволяет «подглядеть» за отношениями героев спектакля, с ощущением того, что остальная жизнь бурлит где-то за этой стеной, будь то сбор гостей на фуршет в банке или вьюга с «колокольчиком» вокруг домика дьячка.
Отметим также вклад в общий успех спектакля балетмейстера (Наталья Горячева) и художника по костюмам (Максим Обрезков). Добротная работа коллектива театра «Колесо» во главе с Михаилом Чумаченко. Спектакль принят зрителем. Кого-то «Чехов. Женщины» заставит задуматься о жизненных ценностях (простите за банальность), кого-то отправит в «развалы» электронной библиотеки, кто-то пожалеет о семейной ссоре, а кто-то укрепится в своей искренности. И то и другое хорошо и полезно в наше суетное, роботизированное время. Хорошо для понимания и обретения себя и своего пути. Надеюсь в этом и была задумка режиссера. Спасибо коллективу театра, актерам и режиссеру за эмоции и удовольствие от просмотра!
PS. Спектакль «Чехов. Женщины» был бенефисом народного артиста России Евгения Князева. С юбилеем уважаемый и любимый Артист! Долгих лет жизни и творчества!!!