28 лет на АВТОВАЗе
Видели Вы, как создавался первый автомобиль на АвтоВАЗе? А может сами его собирали? Но герой моего интервью, Трофимов Анатолий Иванович, мой любимый дедушка, ветеран завода (и не только) участвовал при сборке ВАЗ-2101 и поделился со мной своими воспоминаниями. Дедушка, между прочим, несмотря на свои преклонные года, прекрасно помнит все даты и происходящие события, фамилии и имена коллег! Вы готовы узнать его историю?
«В то время мне было 29 лет. Я работал электросварщиком на аппаратах на автоматических линиях. Цех СКП 42-1.
Сложностей было немало. Государство сумело построить Волжский автомобильный завод и выйти на проектную мощность по выпуску автомобилей всего за пять лет. Вначале выпуска автомобилей детали поступали из-за рубежа. Помню, как детали кузова «копейки», в частности пола, мы получали упакованные и обильно смазанные техническими маслами в контейнерах. Приходилось ставить две емкости с соляркой и все смывать.
Затем загружали детали в автоматическую линию. В нашем цехе устанавливали центральный пол на линию, и там происходила сварка. Также закладывались и приваривались детали в места крепления сидений на пол кузова. Позже поступали и приваривались передний пол под моторный отсек и другие его детали с цеха 42-2. Здесь стыковался центральный пол с задними и передними частями. После этого в цехе 42-3 варили крылья, крышу кузова. Шлифовали двери и отправляли собранный и сваренный кузов на покраску. Дальше — главный конвейер.
19 апреля 1970 года был выпущен первый автомобиль ВАЗ-2101. Всем известная «Копейка». Это событие приурочили к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина- основателя советского государства. За ночь до схода с главного конвейера первого автомобиля мы трудились до четырех утра. Со мной бок о бок работал герой социалистического труда В.М. Малыхин из 48 цеха. Сварили больше 400 кузовных деталей. Перед выпуском совершалась пуско-наладка – предварительный прогон сборки автомобиля и проверки оборудования. Также в честь дня рождения у нас был Ленинский субботник: сварили 15 кузовов. К нам даже заходил поблагодарить и пожелать удачи генеральный директор В.Н. Поляков!
Конечно, такое событие для всех было ново, интересно! Некоторые приходили на завод — молотка в руках ни разу не держали. А тут такое! Всех надо было учить. Люди проходили специальные курсы, получали «корочки» на различные рабочие специальности. Я же пришел уже готовым специалистом. Когда устраивался на работу, мне даже сказали, что я единственный с таким документом.
Поначалу, забора вокруг завода не было. Его постепенно строили по южной стороне. Помню, как-то мне нужно было съездить на улицу Белорусскую, где располагалась дирекция АвтоВАЗа. Выхожу через проходную завода, смотрю: на газоне что-то блестит. Это был бумажный пакет из-под цемента, а в нем — детали, фурнитура (ручки, части для пепельницы). Я отнес их на вахту, но у меня не спросили: кто я, что я? А позже состоялся партийно-хозяйственный актив, на котором всегда обсуждались новости, решались проблемы. В.Н. Поляков выступил тогда. «Уже воровство на заводе! Государство валюту расходует, а уже тащат!» — объявил он.
Жизнь шла. Завод работал. Кроме всего прочего, к нам прямо на конвейер не раз приезжали актеры и спортсмены на творческие встречи, выступления. Как-то раз навестил нас певец М.М.Магомаев. В обед было решено устроить концерт на главном конвейере: поставили сцену между 1 и 2 линией. Все пообедали и побежали скорее на выступление. Возбужденный народ кидался смотреть со всех сторон, лез на сам конвейер, к крыше и оборвал провода. Сорванный концерт продолжился в конце рабочего дня. Помню, Лайма Вайкуле увезла от нас 8 автомобилей. Приезжали И.Д.Кобзон, и Т.И. Пельтцер, Н.П. Караченцов, поэт Роберт Рождественский, А.Б.Пугачева, знаменитый спортивный комментатор Николай Озеров, знаменитые футболисты. Многих катал наш мастер на первых «восьмерках» по просьбе начальства завода. В те времена Тольятти привлекал известных людей!
К сожалению, из-за тяжелого физического труда многие, кто со мной работал в бригаде, не выдерживали, была «текучка», поэтому постоянного коллектива не было. Люди уходили, сменялись. Годы прошли. И на встрече в 2016 году при вручении медали имени Полякова я уже не увидел знакомых по цеху. Оказалось, пришел один.
Я много кем работал в молодости! Участвовал в возведении моста через Енисей в районе города Дивногорска в 1959 году. Зимой 1959 года принимал участие в строительстве первой стадии строительства Красноярской ГЭС. Помню фотографии оттуда с красными, замершими щеками! (Улыбается.) Был и помощником каменщика на стройке. Работал снабженцем на горно-обогатительной фабрике в городе Джезказгане. Но на АвтоВАЗе проработал целых 28 лет!
Не скажу, что в детстве я задумывался: кем же я хочу быть? В наши времена это не было принято. Дети вкалывали, трудились наравне со взрослыми в колхозе. Просто так сложилась судьба…»