Обогнать и перегнать. Автокредитование в России выросло на треть. А как у них?

В России в III кв. 2017 г. объемы автокредитования увеличились на 28%, а количество новых автокредитов на 22%. За III кв. банки выдали 115,63 тыс. кредитов на 87,05 млрд руб. Годом ранее – 94,72 тыс. кредитов на 68,17 млрд руб. Такие данные приводит Объединенное Кредитное Бюро.

В октябре в сегменте автокредитования количество новых кредитов выросло на 24%, объемы выдач увеличились на 30%. Россиянам было выдано 41,22 тыс. кредитов на 31,07 млрд руб., годом ранее банки выдали 33,37 тыс. кредитов на 23,99 млрд руб. Средний размер нового автокредита вырос с 719 до 754 тыс. руб.

Невзирая на мрачные прогнозы скептиков о скором крахе «мыльного пузыря» (речь о кредитовании заемщиков категории subprime), согласно отчету Experian по III кв. 2017 г. американский рынок автокредитования становится все более стабильным и устойчивым. Львиную долю рынка (40,9%) составляют благонадежные заемщики категории prime, а покупатели категории super-prime продемонстрировали максимальный рост – до 20,16% рынка. Напротив, количество клиентов, не входящих в категорию prime (скоринговый балл которых меньше или равен 600), существенно снизилось, их доля рынка автофинансирования достигла исторического минимума с 2012 г.

Данные за III кв. 2017 г. свидетельствует об увеличении срока кредитов на новые автомобили, а также о значительном улучшении показателей благонадежности американских заемщиков, приобретающих как новые, так и подержанные транспортные средства. Средний срок кредита на новые автомобили достиг рекордно высокого уровня в 69 месяцев. Количество покупателей вне категории prime сократилось на 4,3% и составило всего 10,74% от всего рынка кредитования покупки новых автомобилей.

Покупатели категорий prime и super-prime переориентировались на подержанные авто – их доля увеличилась до 49,83% от всего рынка подержанных автомобилей. И наоборот, процент покупателей вне категории prime снизился – всего 31,34% рынка (ненамного выше рекордно низкого показателя II кв. 2017 г.). Доля клиентов категории deep-subprime, имеющих кредитный скоринговый балл на уровне 500 и ниже и приобретавших в кредит подержанный автомобиль, снизилась на 9,2% и достигла исторического минимума в 4,64% рынка.

Покупатели автомобилей в кредит зачастую выбирают лизинг с целью снизить ежемесячный платеж. Однако отчет за III кв. 2017 г. показал небольшое уменьшение лизинга во всех категориях риска: в США все больше клиентов перемещается на кредитный рынок. Единственным исключением стала категория super-prime, где лизинг немного вырос (1,8%).

Средняя сумма кредита на новый автомобиль в III кв. составила $30 329, на $291 больше, чем в III кв. 2016 г. Для подержанных автомобилей средняя сумма кредита увеличилась до $19 291– на $56 по сравнению с предыдущим годом. Для новых автомобилей средний ежемесячный платеж был равен $502 – на $6 больше, чем в прошлом году, а платежи за подержанные авто в среднем составили $365 – рост на $3 по сравнению с 2016 г. 

Ключевые результаты отчета по рынку автокредитования:

  • Средний кредитный скоринговый балл для финансирования покупки нового автомобиля (как в кредит, так и в лизинг) – 716 
  • Средний кредитный скоринговый балл для подержанного автомобиля – 659 (620 для независимых дилеров и 682 для продавцов на основе франчайзинга)
  • Средний срок кредита на новый автомобиль достиг 69 мес., а на подержанное авто – 64 мес.
  • Совокупные непогашенные остатки по автокредитам достигли $1,121 трлн, что на 6,8% больше, чем в 2016 г.
  • Средний ежемесячный лизинговый платеж за новый автомобиль составил $412, на $6 больше, чем в III кв. прошлого года
  • Средняя процентная ставка финансирования составила 5,1% для новых автомобилей и 8,7% для подержанных
  • Кредитные кооперативы и опорные кредитные учреждения, принадлежащие автопроизводителям, увеличили долю рынка общего автокредитования – до 21% и 29,8% — рост на 6,9% и 35,1%, соответственно
  • Банки потеряли долю рынка общего автокредитования – она снизилась на 6,3% до 32,9% рынка


«Данные за последние несколько кварталов показывают, что растет весь рынок автокредитования, а не только сектор subprime,
– говорит Наталия Фролова, директор по маркетингу, Experian в России и странах СНГ. – Переориентация рынка на более благополучных заемщиков – хорошая тенденция. Она свидетельствует о том, что специалисты отрасли используют данные и аналитику при принятии решений по кредитным заявлениям, а потребители более осознанно подходят к вопросу покупки автомобиля в кредит».