Гана. Красные пески
Пролог 15 января я встречал поезд «Москва — Тольятти». Размахивая цветами, все пытался увидеть в тамбуре вагона любимое лицо. Но вместо этого на перрон выкатилось огромное и круглое нечто, упакованное в камуфляжный чехол. — Может, какой шальной москвичок приехал погонять на велике по зимним Жигулям? — мелькнула догадка. — Покататься к нам из столицы? — не удержался я. — Да нет, живу я в Тольятти. А кататься ездил в Африку…
Скуратовскому спасибо!
Снова мы встретились лишь через месяц. У сотрудника НТЦ ВАЗа Михаила Пантина уже сошел африканский загар. — Миша, на какой велосипед первый раз сел? — Конечно, на трехколесный. — А первый серьезный «аппарат» какой марки был? — Не поверишь, самопал! Жил у нас в городе замечательный велосипедный мастер Николай Иванович Скуратовский. У него была собственная мастерская. Дефицит частей и узлов в то время был страшенный. Но он помог мне скомплектовать достойную машину. Красил я ее на родном АВТОВАЗе. Цвет подобрал по тем временам крутейший — металлик. «Рапсодия» называется… Кстати, и по сей день езжу только на велосипедах своей сборки. — Попробую угадать: самые первые выезды — в Самарскую Луку, в окрестности Тольятти… — А куда еще можно доехать за два выходных? Да и команда не одним днем подбиралась, формировалась… Зато потом, во время отпусков, немало поколесили по ближнему зарубежью — Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Кавказ, Украина…
За каждой пальмой — по йогу
— А в дальнем зарубежье где удалось покататься? — Начал с Индии. Потом Индонезия, Иордания, Румыния, Вьетнам, Египет, Гана… — Ну и как встречали россиян йоги и их потомки? — Откровенно говоря, я считаю, мне повезло, что начал свое велознакомство с большим миром именно с Индии. После этой страны велотуристу ничего не страшно… — ?! — Удивительная страна! Огромная, грязная и… бесцеремонная. Бывало, остановишься на перекус в совершенно пустынном месте, только достанешь термос, бутерброды, как ты уже в кольце индусов! Откуда брались? За какими пальмами прятались — совершенно непонятно. Вы хоть раз пробовали съесть кусочек хлеба перед чрезмерно любопытной аудиторией? Эффект непередаваемый… — И как же вы выжили в условиях «тотальной внимательности»? — Ночевали только в мотелях и отелях. Тамошняя прислуга не столь назойлива, как коренное население. — После Индии — Индонезия… — Сказочная страна! По ней мы прокатились буквально шутя. Всеобъемлющий сервис! С собой — минимум поклажи. Главное — кошелек! Правда, духота тропическая досаждала. А в остальном самые прекрасные воспоминания!
То в жар, то в холод
— Судя по списку стран, ты за Полярный круг не забирался. А из южных регионов какой оказался самым коварным? — Пожалуй, Вьетнам. Такой концентрации наводнений, ураганов, изнуряющей жары, тропических ливней больше встречать не доводилось… — Представляю картину: вот вы с трудом крутите педали по раскисшей въетнамской земле. Затем наступает вечер… Куда преклонить уставшие головы? — Остановились на ночлег в гостиничке на побережье. А под навесом аборигены пили рисовую водку. Пригласили нас, что называется, до кучи. Они ни слова не знают по-английски. Мы, естественно, во вьетнамском ни бум-бум. Но общение, причем самое живое, длилось часа четыре! Они за это время нас научили есть рис палочками. Мы им рассказали про новейшую российскую военную технику… — Получается, что водка — лучший транслейтер? — Нет, лучший переводчик — это искреннее внимание к собеседнику, к его проблемам… — А вообще языковой барьер в велопутешествиях существует? — Ну, учил я английский в школе. Ну, кое-чего поднахватался за время путешествий. Зато когда в Африке на двое суток оказался совсем один, все проблемы с местными жителями решил сам!
Велобригада — это надо?
— Во время велопутешествия много участников — много проблем. Причем не только технических, но и психологических в том числе. Помню, наша группа из шести человек в конце концов вынуждена была расколоться на два неравных коллектива. И все потому, что двое из нас, что называется, на дух не могли переносить друг друга. До мордобоя, к счастью, не дошло, но было горько и стыдно даже перед окружающими посторонними людьми. Вот и в последнее путешествие в страну Гану нас набралось восемь человек. Да, я отлично подружился с ребятами из Украины, отличный народ прибыл и из Новосибирска. Но мое глубокое убеждение: в дальнем путешествии не должно быть более четырех участников. А самый идеальный вариант в велопробеге — два человека!
Хитра штука лисапед: попа едет, ноги — нет!
— Как я понял, во время путешествия для вас скорость не главное. Проехали за день верст сто — уже хорошо… — Совершенно верно! Причем верста версте рознь. По асфальту катишь влегкую. А я люблю забираться в непролазы, в дебри. Был у нас в 2005-м уральский вояж: с севера, от Сатки, за неделю спустились к югу на триста километров. Всего на триста! Но это был маршрут не из легких. Или на Тянь-Шане. Затяжной спуск километров на сорок. Сначала радуешься, что педали не надо крутить. А потом подобная трасса та-ак выматывает, что не приведи Боже… Правда, тогда я был на двухподвесном велосипеде и чувствовал себя достаточно комфортно. А мои спутники попы поотбивали — мама, не горюй! Причем в наших заповедных местностях в основном приходится брать с собой всю имеющуюся экипировку. И продукты. И все прочее. Так что нагрузки порой запредельные… — А если маленький двухколесный велоприцепик? Или так называемые «велоштаны» — двусторонний рюкзак на заднее колесо? — По асфальту — милое дело! А если по камням, по корням да по промоинам? Того и гляди, «штаны» у тебя же на голове окажутся. Вообще, мне кажется, сколько времени будет существовать велотуризм, столько и будут длиться споры — где и как везти багаж? Кто-то до хрипоты доказывает: только на велосипеде! Ему возражают: только на самом велосипедисте! Лично я в этих спорах где-то посередине. Вот купил новую палатку. Она на восемьсот граммов легче старой — радуюсь! Креплю ее и спальник килограммовый на велик. А еще есть у меня отличный немецкий рюкзак с вентилируемой спинкой и прочими удобствами — остальное укладываю в него. И он едет у меня за плечами… — И сколько весит твоя средняя загрузка перед началом путешествия? — Скажу правду: ни разу не удосужился взвеситься перед выездом… Главное, что пока поклажа мне по силам. А вообще, в наши дни заниматься туризмом — одно удовольствие! Современная экипировка, легкая и удобная, имеется в любом специализированном магазине. Компактная газовая аппаратура, большой выбор запчастей… Как говорится, живи и радуйся!
А что поют финансы?
— За любое удовольствие надо платить… — И мы платим сполна. Самые крутые расходы, естественно, авиаперелеты. Прямая зависимость: не надо самолета — не надо больших затрат. Например, поездка по прекрасной Венгрии обошлась мне всего в 11000 рублей. Гана, включая Египет, 40000 рублей. А мой друг Костя Столяров за «покатушку» по Новой Зеландии выложил девяносто тысяч рублей… — Деньги деньгами. А как насчет въездных виз в желаемую страну? — Знаете, по-разному. Получить визу в Индонезию — как постоять в очереди за сигаретами. Быстро и необременительно. А вот в посольстве Ганы нам отказывали трижды (!). Причем без объяснения каких-либо причин. Поездка уже шла на срыв, когда из Таиланда вернулся наш всемогущий москвич Костя Столяров. Короче, он пробился к послу. Показал ему две тысячи фотографий из разных стран и убедил, что после нашего велопробега страна начнет бурно процветать… Конечно, я сейчас шучу. Но факт, что называется, реальный. Мы побывали в этой самобытной стране! И даже сумели заскочить на пару дней в Египет. В общем, проехали более 1300 километров. Кстати, в Египте я осуществил свою мечту — дал круг почета вокруг знаменитых пирамид… — А спуститься с пирамиды не попробовал? — Там пока велодорожек не проложили…
Гана — красные пески
— Эх и пыли в этой замечательной стране! Сколько лет я проездил со своим немецким рюкзаком и всегда после окончания путешествия только щеточкой чистил. А после Ганы мне пришлось его отстирывать от супервъедливой красной пыли. Да и велосипед еще не до конца выскреб… — Каких экзотических животных видели? С какими людьми встречались? — Зверья в этой стране, по-моему, совсем не осталось… То ли побили всех, то ли умные животные в другие места откочевали… Вообще, в Африке удалось лишь на бегемотов во время водной прогулки полюбоваться. Осторожные звери! Только ноздри из воды торчат… О людях. Взрослые ганцы — народ сдержанный. А ребятня! Она, по-моему, во всем мире одинакова. Крик, шум, гам, восторги, чудесные улыбки! Мы для них, видно, вроде марсиан. Все норовили потрогать, о чем-то спросить…
Я к человеку — с позитивом
— Ты всегда такой немногословный и покладистый? Всегда с добром и улыбкой? — А чего воздух зря сотрясать? Если я не прав — всегда готов извиниться и загладить свою вину. Если прав — зачем человеку в глаза тыкать его ошибкой? Короче, к любому новому знакомому предпочитаю обращаться в позитивной тональности. Так проще. И правильнее. Потом время покажет, кто друг, а кто и не очень… — Кого сегодня ты можешь назвать настоящим другом? — Олимпийского чемпиона, знаменитого шоссейного гонщика тольяттинца Анатолия Яркина. В настоящее время он тоже увлекся велотуризмом. Это надежный и интересный спутник в наших путешествиях. — И последний вопрос. У вас после путешествий так много впечатлений, так много фото- и видеоматериалов. Не хочется поделиться с другими людьми? — А мы делимся! И очень щедро. Каждый желающий может зайти на сайт velosamara.ru. Там все наши фото и видеоотчеты. И кто знает, может, с началом нынешней весны наши ряды пополнятся новыми фанатами велопутешествий по родной стране, по планете Земля…