Они считали нас варварами…
Двести лет той самой первой Отечественной войне, когда в ночь с 11 на 12 июня 1812 года французские войска перешли через реку Неман и вторглись в пределы Российской империи. Объединенная Европа начала свое нашествие на Россию.
640 тысяч – колоссальная по тем временам армия. Не правда ли, очень много схожего с 22 июня 1941 года? Совпадает практически все, даже месяц нападения. Так почему же мы не проводим параллели, не сравниваем эти события, не задаемся вопросами: а были ли в те времена мы готовы к войне, почему отступали (даже Москву сдали)? Наполеон, как и Гитлер, считал нас варварами. Уповал, что крепостные крестьяне (также будут говорить о колхозниках) не станут защищать «политический режим» и российская монархия рухнет («колосс на глиняных ногах»). Но и в 1812-м, и 1941-м Россия (СССР) устояла и победила.
А вот в Первой мировой (1914 года) империя не выдержала и начала разваливаться, потому что, как писал Сергей Есенин, «…и продал власть аристократ промышленникам и банкирам». Вам ничего это не напоминает? Нынешняя элита верит только в деньги. А в те славные годы русские и советские офицеры верили в свое Отечество, любили его и знали: крестьяне (и весь народ) не предадут. Поэтому в 1937 году 125-летие Бородинского сражения страна отметила как великий всенародный праздник.
Если отбросить сегодняшнюю либеральную галиматью, мы практически не вспомним в истории случая, когда Россия спровоцировала войну. А вот Англия… Еще Александр Суворов давал беспощадную оценку Англии, постоянно пытавшейся использовать Россию в своих интересах. А потом нагло присваивать победы себе, как она делает это сегодня, представляя, что победила Наполеона, Гитлера. Да, было Ватерлоо, но там добивали уже обреченного Бонапарта, прежде сокрушенного в России.
Скоро отметят 100-летие Первой мировой войны, где нас и Сербию представят виновниками той бойни. Про пакт Молотова – Риббентропа мы уже слышали не раз. Они сознательно унижают наше национальное достоинство, развивая комплекс вины, пораженчества и ничтожности. Начали нас «окучивать» издалека, и вот уже битва на Чудском озере – так себе, ерунда, пару тевтонских приблудных рыцарей утопили. Постыдно все это и гнусно.
Но вернемся к нашей теме. И в 1812-м, и 1841-м Александр I и Сталин, конечно же, знали, что война начнется и что собственная армия не готова достойно отразить нападение. И оба выбрали так называемый скифский вариант. Вспомним историка Геродота: Дарий решил покорить Скифию. Скифы прибегли к своей излюбленной тактике выжженной земли: отступая, угоняли скот, уничтожая все. При этом «партизанские нападения». Истощенный и измученный Дарий послал к скифам послов. В ответ получил дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел, что означало: не спрятаться тебе, Дарий, от наших стрел ни на небе, ни в болоте, ни в подземной норе. В конце концов, пожертвовав частью своего некогда могучего войска и потеряв его большую часть, Дарий еле выбрался из страны скифов.
Впервые эту тактику использовал еще Петр I в Северной войне, когда, потерпев тяжелейшее поражение под Нарвой, начал заманивать шведов в глубь страны, где и дал под Полтавой бой врагам, измученным и измотанным. Мне кажется, он даже предательство Мазепы сознательно «не заметил», чтобы Карл XII поверил, что к нему присоединятся тысячи казаков и усилят его армию.
Как писал Александр Блок: «Да, скифы мы…» Все точно. Из трех предложенных планов Александр I выбирает план Барклая де Толли – отступать, давая локальные сражения, используя партизанскую «дубину народной войны» (Лев Толстой). То же самое выберет и Сталин – тому множество доказательств, но это тема для другой статьи. А малосмыслящие историки упрекают и поносят его за отступление.
Но и это не ново. Вот что писал Гавриил Державин: «Теперь ясно, что Барклай – нечестный человек и неверный или глупый вождь, что впустил столь далеко врага внутрь России…» Ну что взять с поэта? Да еще старенького. При отступлении совпадали даже места сражений: Смоленск, Вязьма, Малоярославец.
И дальше Александр I и Сталин действовали как истинные главные герои нашей истории: оба пошли против мнения ведущих военных и приняли решение перейти границы и продолжать войну, занять вражескую столицу, а потом поменять политическую карту Европы. Один установил ряд монархических режимов, другой – социалистических. И потери были схожие: 2/3 – это русские солдаты и офицеры против союзников. Ясно, кто взял на себя главное усилие на пути к победе. И потом Александр I на Венском конгрессе, а Сталин в Ялте диктовали свои условия, жертвовали репутацией страны, защищая положения в союзных государствах.
И, наконец, победа! Радость, праздник. 9 мая 1945 года, когда мы закончили войну в Берлине, и 31 марта 1814-го, когда русские войска взяли Париж. Сталин обратился к народу и Александр I в своем царском манифесте «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского…».
Так закончились обе Отечественные войны. Слава победителям!