Как родители ожиданиями не дают детям жить СВОЮ жизнь
Как только мы становимся родителями, внутри (мозга, живота, но точно не сердца!) включаются программы ожидания, о которых большинство даже не подозревало. И день за днём этих навязчивых ожиданий относительно своих детей прирастает и прирастает…
«Мой сын будет мужественный, стойкий и станет офицером». А мальчик бренчит на гитаре, сочиняет стихи, не хочет силового спорта и ходит тайком в самодеятельный молодёжный театр, мечтая реализоваться в актёрстве.
«Мой единственный сын никогда не пойдёт в армию! Ничего хорошего там нет!» А парень, утирая мамины слёзы, бросает платное отделение университета и пополняет ряды бритоголовых новобранцев, уверенный в своей силе, физической готовности и мужественности, несмотря на то, что рос без отца.
«Моя девочка станет воплощением красоты и нежности». А девочка стрижёт голову под ёжик, красит оставшиеся клочки волос в зелёный цвет, говорит о себе в мужском роде, шокируя окружающих.
«У моей дочери не всё хорошо с учёбой, но я найму ей репетиторов, подтянется, она обязательно получит высшее образование и достойную жизнь». А девочка мечтает делать женщин красивыми, создавать романтические образы, причёски.
Родители хотят лучшей доли своим детям, более счастливой жизни для них, чтобы меньше трудностей и больше доходов. И диктуют эти ожидания (вслух или исподволь), свято уверовав в то, что уж ОНИ-то ЗНАЮТ, как жить их детям, они-то пожили, погоревали, покарабкались.
Ниже — живые истории, в котрых вы, возможно, услышите себя, или успеете задуматься: стоит ли из любви к родителям отказываться от СВОЕЙ ЖИЗНИ? Стоит ли оправдывать чьи-то ожидания, теряя себя, растрачивая собственный потенциал в деятельности, не ведущей тебя к САМОРЕАЛИЗАЦИИ?
Имена изменены. Истории из психотерапевтической практики и жизни.
Марина — послушная, покладистая девушка, со способностями к аналитике и математике, в 15 лет решает связать своё будущее с дизайном или декоративно-прикладным искусством. Самостоятельно находит художественную школу, где по ускоренному курсу к окончанию средней школы, она сможет иметь базовое художественное образование.
«Помню, мама делала вид, что не замечает моего отсутствия по вечерам 3 раза в неделю, а отец молча приезжал и встречал меня после занятий. Через пол-года у мамы обнаружили опухоль головного мозга и отвезли на операцию. По ее возвращении я перестала посещать занятия. Я озвучивала свои желания родителям, однако, они делали вид, что я щебечу о пустяках. Спрашивали: мол на что я кушать буду, став дизайнером? Родители выбрали экономический ВУЗ, в который я поступила, еще не окончив школу. На вступительные экзамены шла, как на плаху. Делала все возможное, чтобы провалить испытания, но вступительные балл все же набрала…» Выучилась. И много лет проработала в банковской системе, хорошо зарабатывая, подтверждая родителям, какая дочка молодец! Какая самостоятельная! Сигнальная кнопка сработала ближе к 30 годам. «Я женщина? Или кто?» Личная жизнь: то яма, то канава.
Обескураживающий диагноз по здоровью. И поиски причин.
Работу оставила, вернувшись к юношескому желанию. И РАЗРЕШИЛА СЕБЕ обучение дизайну и тому, что «недопустимо» по родительским меркам.
Разве вы сегодня не знаете творческих людей, способных обеспечивать себя и семью доходами от деятельности? Наверняка знаете. Разве может «художник в душе» стать бухгалтером? Может! Но долго ли он в этом протянет до саморазрушения???
Маргарита же иная крепкая натура. Выросши в сельской местности, умеет всё. И огород содержать в порядке, и за животиной домашней смотреть. По дому управляется махом. И умом Бог не обделил. Но деревня нынче у нас еле жива. И будущее дочки родители видят только в городе. А деревня — для выходных и каникул. Вот подумали и решили: для младшенькой техникум с городской профессией «Реклама». А дочка: «Парикмахером хочу».
Что вы думаете родители ей ответили на её «детское заявление»?… Точно! Не одобрили. Не надо нам этих фантазий. Надо «реально» на мир смотреть. И любящая дочь поехала в город учиться. Подходит время завершения процесса, а работать-то НЕ ХОЧЕТСЯ ЭТИМ! Люди говорят Маргарите: втянешься, привыкнешь. Ну, хочешь, иди заочно высшее получи, статуснее выглядеть будешь. А она опять своё: «Прически хочу заплетать, мне так нравится, ногти красивые делать, ресницы… За это тоже хорошо платят.» Но не совпадает её мечта с тем, что родители о ней думают. НЕ ВЕРЯТ. НЕ СЛЫШАТ. А она искренно любит маму и папу, не хочет войны и недоразумений, хочет оставаться в добрых отношениях с ними. С радостью на выходные домой спешить, в родные пенаты.
Что делать девушке?
Если есть у вас совет для неё или собственный опыт прожитый — напишите в комментариях. Она реальный подписчик и прочтёт ваши размышления на эту тему. Или я ей переадресую.
Следующие две истории схожи. Светиному сыну уже 25. А Таниному — 15.
Антону (25лет) учеба в школе не давалась легко. Родители тоже в своё время не блистали. Отец (вратарь детской футбольной команды) еле тянул от 3 с минусом до 3 с плюсом. А Светлана (мать), имея в прошлом между 3 и 4, «забыв» о том, как училась сама, стыдила сына, призывала к пониманию потребностей сегодняшнего дня. Не позволила ему уйти после 9 класса в техникум, получить специальность по наклонностям Антона. «Вытянула» еще два года в 10-11 классах на благотворительных акциях для школы и договорённостях с директором. И, выдохнув, определила сына в институт. А парень рукастый вырос. Ремонты делает, строгает, плитки кладёт. Зато политехнический диплом мирно покоится в недрах маминого шкафа. Главное, что он ЕСТЬ! У мамы — зачёт. А у сына?..
Татьянино мнение таково на судьбу 15-летнего сыночка: Юра не интеллектуал, интересов никаких не имеет, кроме телика, компьютерных игр и айпада, по некоторым предметам уже «неуды», но должен проучиться 11 классов. И поступить в институт. Какой? Никому не ведомо. Юрию тоже: «В каком нибудь поучусь». А если подумать о реальном будущем и рассмотреть возможности профессии после 9 класса? — задаю им обоим вопрос. Мама откровенно отвечает: «Стыд какой!…»
Что это? Непонимание своего сына? Слепота? Нежелание видеть в нём того, кого он в действительности из себя представляет как личность, мужчина и человек? Зачем нужны университеты? Ради общественного мнения? Статуса? Доброжелательного одобрения родственников: наш-то ХОДИТ в институт, НАШИ-то ПЛАТЯТ за сына/внука/племянника.
И как потом в этих лабиринтах ожиданий и установок отыскать юным и не очень СЕБЯ и СВОЙ БОЖИЙ ДАР? Своё ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, о котором говорят сегодня на каждом углу.
Надуманные ожидания родителей, сопротивление транслируемым желаниям детей в психологии обозначается как защитный механизм направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Это безсознательный процесс. Его не остановишь в голове словом «нет!», не нажмёшь на тормоз (знать бы где он, когда перед тобой дитя подростково-юношеского периода бурного развития). «Как бы не вляпался, как бы чего не натворил! Чего он о жизни-то знает ещё?» — повышенная тревожность за будущее и инициативы. Кто переживал — тот знает!:) Большинство родителей тревожно ожидают взросления своих чад, не доверяя собственной интуиции и внутренним запросам сына или дочери. Установки типа «мой ребёнок ДОЛЖЕН БЫТЬ таким-то и таким-то», «соответствовать тому-то и тому-то» или «НЕ БЫТЬ каким-то ни в коем случае» ещё никого не привели к счастью. А судьбу поломали многим. Чуть позже, ближе к тридцати, мыльные пузыри ожиданий начинают бурно лопаться. И только свой опыт, шишки, эксперименты с собой дают ростки предназначения, а потом и собственной миссии здесь и сейчас. Из бутона гвоздики роза не распускается. Букет жизни прекрасен индивидуальностью и ароматом каждого из нас. Каждый из нас уникален, неповторим. Может ли родитель до поры до времени знать, какую уникальность он родил?!
Дерзайте! Оставайтесь любопытными и пытливыми в узнавании СЕБЯ! Двигайтесь шаг за шагом! ВЕРЬТЕ даже тогда, когда любящим родительским сердцам трудно верить! ВЕРЬТЕ, и ваши полёты состоятся не взирая ни на чьи мнения, опасения и установки!