Театр как терапия
Перед встречей с творческой группой в актовом зале дома ветеранов я успел поговорить с одним из жителей этой красной «кирпИчки» на ул. Ларина. Юрий Иванович Шляпкин живет в Тольятти уже 13 лет, он приехал из Октябрьска. Ветеран не жалуется на жизнь, здесь его почти все устраивает. «Директор относится хорошо, а вот с питанием хромает. Щи — капуста и вода серая. Разве это дело?», — говорит Юрий Иванович и знакомит меня с рецептом приготовления настоящих щей.
Группа драматургов, по словам Шляпкина будет писать пьесу о жизни пожилых людей в Доме ветеранов. «А нам есть что рассказать, раньше, в Союзе ведь совсем другая жизнь была», — говорит Юрий Иванович. Договорить нам не дали, началась пресс-конференция, в которой участвовали драматурги Мария и Вячеслав Дурненковы, Мария Зеленская, директор Дома ветеранов Иван Князькин и психолог Людмила Рагоза.
По словам Вячеслава Дурненкова, театр приходит туда, где уже нет интереса к сценическому искусству. В качестве примера драматург привел пример работы центра на Голосова 20. Почти 10 лет на Голосова 20 был реализован подобный проект с детьми, которые сами писали пьесы, ставили ставили по этим пьесам спектакли и таким образом вовлекались в театральный процесс. В стране сделано более 50-ти проектов подобного рода: в детских домах, интернатах и даже в тюрьмах.
О своем опыте работы за колючей проволокой рассказала Мария Зеленская. Глядя на эту хрупкую девушку с трудом верится, что она смогла увлечь театром отбывающих наказание заключенных. Впрочем первое впечатление сменилось на противоположное, настолько увлеченно рассказывала мари я о своей работе. Театралы работали в тюрьме семь дней и результатом этой необычной деятельности стали 12 (!) пьес написанных зэками. Эксперимент вылился в создание Тюремного театра и сегодня продолжается в учреждениях федеральной службы наказаний по Ростовский области. «Мы даем увлечение, мы говорим: ты нам нужен!», — озвучивает принцип эксперимента Зеленская.
По словам Ивана Князькина, согласие на эксперимент он дал сразу, на первой встрече с Марией Дурненковой. «Это уникальный проект по специфике людей, их возрасту», — дополняет своего руководителя Людмила Рагоза. С помощью психолога, драматурги отобрали 12 желающих участвовать в проекте. Каждый в течении нескольких дней напишет историю из своей жизни. Группа Дурненкова совместно с авторами историй переработает полученный материал и проведет предварительные читки, после чего можно будет говорить о создании пьесы.
Безусловно пожилым людям будет интересно посмотреть на произведение, в создании которого они принимали непосредственное участие, но Дурненков хочет идти дальше. «Мы найдем городской театр и поставим пьесу силами профессионалов», — смело говорит Дурненков. Пьеса — это своеобразная терапия, считает драматург. Терапия, которая очень нужна жителям дома на Ларина.