Трактовать смысл Корана по своему усмотрению человек может, так же как трактовать книгу

Самарская область насчитывает порядка восьмидесяти исламских организаций. В Тольятти каждый седьмой — мусульманин. О развитии ислама, трудностях мусульман и добрых делах его последователей имам-мухтасиб Соборной мечети Тольятти Ислам Хазрат Гумеров рассказал в интервью «P.S.».

— В Тольятти проживают люди разных вероучений. Как в исламе относятся к другим конфессиям?

— Есть хорошие слова и у пророка Мухаммеда: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Указать ли вам на то, через что вы полюбите друг друга? Приветствуйте друг друга часто…» Поэтому ислам всегда призывает к тому, чтобы мы уважали окружающих, жили в мире и согласии. Это основная задача. К тому же «ислам» с арабского языка переводится как «покорность».

— Некоторые аяты (стихи) Корана противоречат друг другу. К примеру, в 5!й суре (главе) говорится, что «иудеи и христиане рассматриваются как равноправные с мусульманами претенденты на небесное блаженство», и там же — «христиане ставятся в положение, близкое к мусульманскому, а иудеи — как заслуживающие ненависть» и «мусульманам запрещается дружить и с иудеями, и с христианами…». Почему?

— Здесь надо понимать, что аяты были спосланы в разное время в разном месте. Поэтому в Коран вносились исправления, которые вытекали из изменившейся обстановки. Такая же ситуация обстоит, к примеру, с алкоголем. В одном аяте Всевышний говорит, что от алкоголя есть польза, но больше вреда. В другом сказано, что если вы употребляли спиртные напитки, не вставайте на молитву. И здесь наблюдается постепенный запрет. После этого Всевышний уже категорически запрещает нам распитие спиртных напитков. Что касается ислама и других религий, возможно, в то время были войны или другие обостренные ситуации, отсюда и изменения. А так Всевышний Аллах всегда говорит, что всем людям на свете будет милость. Никто без нее не останется…

— В наши дни возможно внести изменения в Коран под чьим-либо влиянием?

— Нет. Текст Корана ниспослан Богом уже давно через пророка Мухаммеда, и он не меняется. В религии никто ничего не может поменять: ни каноны, ни шариаты. На какие!то нововведения исламские ученые могут дать свою фетву (указание). К примеру, можно ли разговаривать по сотовому телефону или нет. Если можно, говорят об этом, в противном случае ставят запрет. Коран один, и его перевод никто не может поменять, но трактовать смысл по своему усмотрению человек может, так же как трактовать книгу.

— Великий могол мусульманин Акбар и принцесса-индуистка Джодха считали, что «жизненное счастье нельзя делить по религиозному признаку». Как в исламе обстоит дело с выбором возлюбленных?

— Религия вообще дело хозяйское: человека нельзя заставлять, чтобы он исповедовал какую-то веру. Это уже неправильно! У мусульман мужчина имеет право жениться на иудейке, христианке и так далее, и для этого ей необязательно становиться мусульманкой. Проблема возникает тогда, когда мусульманка собирается выйти замуж за человека другой веры. В исламе это запрещено. Но если этот мужчина берет религию девушки, тогда им можно жить вместе, создавать семью и рожать детей.

— Власти города как-то поддерживают развитие ислама в Тольятти?

— Да, они всегда стараются нас поддерживать: часто посещают мечеть, приезжают на большие праздники (Ураза-байрам и Курбан-байрам) и поздравляют мусульман. К тому же мы три раза подписывали соглашение о сотрудничестве с мэрией, в котором главные цели основаны на общих интересах. Это и сохранить национальную самобытность, и объединить усилия в пропаганде здорового образа жизни, укрепления семьи и улучшения демографической ситуации в городском округе, противодействовать духовно-нравственной деградации общества, не допускать межнациональную и меж! конфессиональную вражду, проводить культурно-просветительские и духовные мероприятия и другое.

— А за счет людей из других конфессий, которые решили обратиться в вашу веру, количество увеличивается? И что для этого нужно сделать?

— Бывает и такое, но очень редко. В ислам нужно сначала прийти душой и сердцем. Важно верить в религию, признать Всевышнего Аллаха. И также доказать со словами, что ты являешься мусульманином и даешь свидетельство, что нет никаких божеств, кроме одного Аллаха и Мухаммеда, посланника Аллаха. С этим человек становится верующим. А дальше — это пятикратный намаз, соблюдение поста (месяц Рамазан), посещение Саудовской Аравии (Хадж) и налог со своего имущества (закет). Три пункта человек в состоянии выполнить, а остальные — если есть на это возможность.

— Вы упомянули про налог со своего имущества. Мусульманская организация Тольятти платит какие-то налоги государству?

— Точно не могу сказать, этим занимается председатель нашей организации. Он выдает отчет. Также у бухгалтера может быть информация о налогах. А я больше религиозный деятель.

— Расскажите тогда, из чего состоит бюджет мечети?

— На данный момент он строится только из пожертвований мусульман. Иногда нам помогают разные фонды, но это в редких случаях. Если у Регионального духовного управления мусульман Самарской области, к которому мы относимся, есть возможность нам помочь, они помогают, но и они живут за счет пожертвований.

— В последний раз во время большого праздника Соборная мечеть была вся заполнена. Планируется увеличить территорию или, возможно, будете строить новое здание?

— Так сильно мечеть заполняется только два раза в год на праздники. В обычные дни все не так. Со временем расширение планируется, к примеру, в Новом городе. А так на пятничный намаз все люди помещаются: первый этаж заполняется целиком, а второй — наполовину. Места пока достаточно.

— На одном тольяттинском интернет!портале опубликовано видео молодого мусульманина, совершающего намаз посреди улицы. Как думаете, наше общество уже готово к такому публичному проявлению ислама в своей жизни?

— Каждый человек реагирует по-своему. Всегда будут люди, которые поддержат, но будут и другие. И молящийся на улице мусульманин, я думаю, для Тольятти редкость. Я пока не видел. Все-таки специально для этого есть мечеть, молельные дома. Но важно помнить, что намаз нельзя оставлять — ты должен молиться в определенное время, не пропускать. И не надо этого бояться, это такой обряд. Молящийся человек такой же нормальный, как и все остальные, он просто отдает долг Всевышнему. Есть люди разные: кто-то отнесется с пониманием, а кто!то будет ненавидеть. И это пример для нас, чтобы мы были искренними и молились.

— А что касается мечети, одной для Тольятти все-таки достаточно?

— Я думаю, мечетей недостаточно, как и молельных домов. Они должны быть в каждом районе. И у нас это есть в планах, надеемся, со временем так и будет. Иначе люди действительно начнут на улице молиться, как показывают во Франции. К примеру, старики же не могут постоянно из Комсомольского района ездить в Центральный к нам в мечеть. Для них это тяжело. Будем решать проблемы постепенно.

— На какой стадии находится строительство мечети в Автозаводском районе?

— Около 15 лет тому назад планировали строительство мечети на месте возле крытого рынка. Фундамент там сейчас есть, но никакого строительства пока нет. Если бы оно велось, мы бы знали.

— Финансовый кризис сказался на благополучии многих людей. Как он повлиял на мусульман?

— Люди начали скромнее жить, экономить. Нельзя сказать, что все были супербогачами. Средние люди, которые работают на заводах, предприятиях… Но если до кризиса у себя дома они отмечали много религиозных праздников, проводили разные мероприятия, после кризиса отмечать стали в два раза меньше. Плохо для народа, когда кризис!

— За последнее время общественность активно проявляет недовольство, связанное с роскошной жизнью глав религиозных организаций. В этом смысле тольяттинская мусульманская организация придерживается замечаний Корана: любить «богатство любовью упорной» отнюдь не рекомендуется?

— Наша вера призывает к скромной жизни. И наша мечеть, как видите, не очень богатая: не применяется ничего золотого, все сделано красиво, но простенько. Нет ничего запретного в богатстве, но если мусульманин становится состоятельным, он должен помогать нуждающимся: бедным, сиротам, инвалидам и так далее. Со своего богатства необходимо дать пожертвование. К примеру, есть у тебя 40 тысяч рублей, одну тысячу отдай бедным.

— А может, и на ночлег…

— …на ночлег не пускаем. Это категорически запрещено. Ночью в мечети никому нельзя оставаться. Еду можем дать, одежду, на дорогу деньги. Хоронить помогаем, если у человека нет совсем ничего.

— В Коране сказано, что Всевышний создал людей и джинов, чтобы они поклонялись ему. А кто такие джины?

— Это существа, которые живут в параллельном мире. Мы их не видим, но они могут к нам войти. Они живут, как и мы, на какой-нибудь планете, в каком-то параллельном мире. Кто-то из них молится, кто-то нет, кто-то работает, кто-то нет. Они тоже женятся и выходят замуж.

— О чем вы обычно говорите на пятничной проповеди?

— Разные темы бывают. В прошлую пятницу говорили про захоронение: как мы должны все делать правильно. Бывает про единство, про поклонение, про ад и рай. Готовим тему, берем доказательства из сур и Корана.

— С какими трудностями сталкиваются мусульмане в Тольятти?

— Трудности встречаются в обществе, в основном у женщин. Им пока тяжело носить хиджаб (головной платок). Очень многие этого стесняются, а само общество еще не готово к такому. Но, если человек верующий, обязательно наденет хиджаб и не будет обращать внимание на чужую реакцию. Не наденет, если недостаточно веры! Да и потом сам человек и общество привыкнут. В других странах это принято с рождения, а у нас пока еще тяжело воспринимается. Семьдесят лет религии не было, запрещали. Мужчинам как-то легче в этом смысле. Они одеваются обычно, как все люди. У многих может быть борода, но это необязательно. Борода — символ веры, мудрости. Она удерживает тебя от многих ненужных деяний, и конечно, ты отличаешься в обществе. Но не только мусульмане, многие религиозные деятели, в том числе христиане и иудеи, ходят с бородой.