Уникальная глубинка: встречи в Мусорке
Это сельское поселение стало для меня была восьмым селом, нашей экспедиции по самарской глубинке. Мой спутник в этих поездках, Слава Смирнов несколько раз упоминал это странное название, говоря что в деревне есть древний храм. Ненастным, осенним днем мы отправились в Мусорку.
Интересно, что на подъезде к Мусорке дождик закончился, что было для нас хорошим знаком. Так и получилось. Первым знакомым в этой деревне для нас стал Валерий Сесин. Он работает в Тольятти, а живет в Мусорке. Валерий живет в доме своих родителей и является уроженцем этих мест. Говорит, что в деревне жить лучше: свежий воздух, свои продукты и коммунальные платежи по силам. К слову в месяц Валерий оплачивает от полутора до двух с половиной тысяч, в зависимости от времени года. В домах Мусорки есть электричество, централизованное водоснабжение, подведен газ.
Хозяйства как такового у Валерия Сесина нет. «Для чего, к примеру выращивать картошку, если она продается по доступным ценам!?», — резонно считает Валерий. В Мусорке уже давно нет колхоза «Нива», машинно-техническая станция (МТС) которого располагалась в храме (позже мы совершим экскурсию в храм — авт.). Валерий рассказывает, что в советские времена здесь было около 700 дворов, село считалось большим, сегодня так не скажешь. Однако, молодые мамы с колясками и дети на улицах села заставляют усомниться в словах жителя Мусорки, видно, что деревня растет, пусть и за счет городских жителей.
В гостях у Юрия и Риммы (фамилию не пишу — хозяева уж больно скромные, даже фотографировать себя не разрешили — авт.) удивление вызывают поделки хозяина. Все в доме от железной ажурной изгороди до деревянных проемов дверей сделано руками Юрия. Сам хозяин рассказывает, что в начале 90-х вернулся на малую Родину и взял землю, построил дом. «Однажды, когда машины еще в дефиците были подъехала «шестерка» (LADA 2106 – авт.) без номеров, а тогда это было богатство. Предложили отказаться от земли и взять автомобиль, я отказался», — рассказывает Юрий. Глава семейства работает в Тольятти, жена Римма занимается хозяйством, подрастает сын, который уже работает шофером.
Администрация Мусорки закрыта, фотографируем здание и направляемся к храму. У дома рядом нас приглашает в гости Любовь Ивановна Кубарькова. Как оказалось она с 1970 года живет в доме последнего священника храма святых Косьмы и Дамиана. В доме высокие стены и лепнина на потолках. «Голландка» сохранилась со времен прошлого века и сегодня еще обогревает дом. Любовь Ивановна рассказывает, что настоятель храма Василий Крылов в 30-е годы прошлого столетия с началом гонений на церковь был вынужден уехать в Самару. Храм сначала хотели разрушить, однако сломав несколько тракторов, не придумали ничего лучше как отдать здание культа под ремонт тракторов — здесь была МТС колхоза «Нива».
Сегодня храм святых Косьмы и Дамиана восстанавливается, а для верующих построен молельный дом, в котором проводятся службы. К нам присоединяется староста церковной общины Владимир Лазарев и мы отправляемся на экскурсию в храм. Территория обнесена забором, а со стороны дома священника здание храма в строительных лесах. На здании храма будет 22 купола, а высота колокольни достигает 42 метров. Вот такой впечатляющий храм в Мусорке. Заходим внутрь храма. Владимир показывает фрески, которые не пощадило время, к сожалению их уже не восстановить. Староста читает «Отче наш» и мы чувствуем как каждый уголок храма воспринимает молитву, акустика в здании мистическая, храм словно оживает. Ширина стен у фундамента достигает двух метров, сужаясь к верху до 110 сантиметров. С колокольни село и окрестности словно на ладони. Наша экскурсия завершается уже в темноте, а по дороге из храма Владимир рассказывает, о мистических случаях о которых рассказывают посетители. Свидетели рассказывают, что слышат голоса церковного хора и колокольный звон рядом с церковью. Внутреннее убранство храма и умиротворение этого места вселяют доверие рассказу старосты. Мы прощаемся с Мусоркой до новых встреч, обещая приехать на открытие храма.
В Мусорке есть своя школа, детский сад, дом культуры. В домах, где нас принимали мы увидели радушие и гостеприимство. Кое-где еще сохранились примеры деревянного зодчества, характерные для Самарской Луки. Несмотря на ненастную осеннюю погоду впечатление от поездки осталось самым радушным, мы обязательно вернемся сюда через некоторое время.
PS. Фоторепортаж этого этапа экспедиции «Уникальная глубинка» можно посмотреть здесь.