«АвтоВАЗ» образует строительный холдинг
Волжский автозавод продолжает избавляться от непрофильных активов. Вслед за выводом производителя автокомпонентов ВАЗ начал избавляться от строительных «дочек». Впрочем, назвать процесс смены собственника у строительных компаний «сливом активов» сложно: две строительные компании меняют акционера только формально, оставаясь при этом в собственности ФГУП «Рособоронэкспорт».
АВТОВАЗ может продать две свои дочерние строительные компании: ЗАО ФСК «Лада-дом» и ОАО «АВТОВАЗагро» «дочке» ФГУП «Рособоронэкспорт» — компании «Оборонпромстрой». «Лада-дом» — крупнейшая в Тольятти строительная компания, контролирующая 40% рынка жилищного строительства в городе. Дополнительно ЗАО ФСК «Лада-Дом» ведет строительство гаражей, офисов, других нежилых помещений и объектов коммерческой недвижимости, а также занимается реализацией вторичного жилья. С 1997 по 2006 годы компания «Лада-Дом» ввела в эксплуатацию объекты общей площадью более 580 тыс. кв. метров, что составляет более трети общего объема строительства в Тольятти за эти годы.
ОАО «АВТОВАЗагро» до недавнего времени занималась благоустройством Автозаводского района. Но весной 2007 года АВТОВАЗ начал перепрофилирование этой фирмы, поставив перед ней задачу по строительству жилого микрорайона. На площадке общей площадью 200 га, находящейся в собственности у этой фирмы, планируется развернуть строительство доступного жилья для работников завода.
«Оборонпромстрой» – стопроцентная «дочка» ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», которая, в свою очередь, принадлежит «Рособоронэкспорту». Фирма занимается строительством жилья в Москве и Московской области, а также в Калужской, Ярославской и других областях Центральной России.
Решение продать строительные компании принимается в рамках вывода с АВТОВАЗа непрофильных активов. Летом 2007 года три дочерние компании завода, занимающиеся производством автокомпонентов: «Димитровградский автоагрегатный завод», «Скопинский автоагрегатный завод» и «Сердобский машиностроительный завод» были проданы «Оборонпрому» и переданы во вновь образованное ООО “Промышленный холдинг «Автокомпоненты». Как сообщил «Советнику» источник на АВТОВАЗе, «Лада-дом» и «АВТОВАЗагро» могут образовать строительный холдинг по похожей схеме.
В «Лада-доме» и в «АВТОВАЗагро» отказываются комментировать возможную сделку.
Между тем, эксперты отмечают, что продажа двух строительных компаний – последовательный шаг руководства «Рособоронэкспорта» по предпродажной подготовке АВТОВАЗа. Аналитик ИГ «Вика» Алексей Павлов считает, что продажа «Лада-дом» и «АВТОВАЗагро» «повысит прозрачность структуры акционерного капитала и бизнеса в целом».
Аналитик ИК «Финам» Константин Романов отмечает, что продажа двух строительных компаний, занимавшихся социальными программами по обеспечению работников завода доступным жильем, может сказаться на социальной ситуации на заводе. «Снижение шансов на доступное жилье или его удорожание при работе с внешней компанией придется со временем компенсировать более высоким уровнем оплаты труда», – считает аналитик.