Около 700 нарушений антимонопольного законодательства ежегодно фиксируется в электроэнергетике

«Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года имеет существенное значение для инвестиционных процессов в России и для создания экономических и технологических основ развития рынка электроэнергетики в стране» — заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий ГОЛОМОЛЗИН, выступая на заседании круглого стола в рамках шестого Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в 21 веке» 1-2 апреля в Москве.

Анатолий Голомолзин отметил, что эта схема имеет и практический интерес для антимонопольной службы: оценивая последствия для конкуренции при рассмотрении крупных сделок ФАС России основывается, в том числе, на среднесрочных и долгосрочных прогнозах развития электроэнергетики.

«В рамках формирования генеральной схемы для антимонопольного органа важно, чтобы ее параметры были научно обоснованы и широко обсуждались, учитывали интересы всех организаций и потребителей, а также обеспечивали отбор наиболее эффективных проектов, способствующих развитию конкуренции», — отметил заместитель руководителя ФАС России.

В целом же, для устойчивого развития рынка электроэнергетики, по мнению заместителя руководителя ФАС России, «необходимо создать стабильные институты рынка и продолжить разработку законодательства, которое будет обеспечивать условия конкуренции».

Он напомнил, что уже приняты ФЗ «О защите конкуренции» и поправки в КоАП, которые вводят оборотные штрафы в размере от 1% до 15% от выручки для компаний-нарушителей. И закон, и поправки имеют важное значение для электроэнергетики, так как позволяют предупреждать и пресекать злоупотребления на этом рынке.

Так, по данным Анатолия Голомолзина, ежегодно фиксируется около 700 нарушений антимонопольного законодательства в электроэнергетике, что составляет половину от всего количества нарушений ФЗ «О защите конкуренции», касающихся, злоупотребления доминирующим положением на рынке. Однако с введением оборотных штрафов можно предположить, что эта цифра уменьшится.

Специфика антимонопольного контроля на этом рынке также установлена положениями ФЗ «Об электроэнергетике». В частности, этот закон снижает порог доминирования для объектов электроэнергетики до 20 % вместо 35%, как на других товарных рынках.

Среди других документов, направленных на развитие конкуренции на этом рынке, заместитель руководителя ФАС России назвал Правила недискриминационного доступа в электроэнергетике и порядок контроля манипулирования ценами в электроэнергетике.

Анатолий Голомолзин также положительно оценил совместную работу ФАС России, администратора торговой системы (НП «АТС») и системного оператора по мониторингу ситуации на рынке электроэнергии.