Ради жизни и здоровья людей
Состояние и проблемы обеспечения безопасности дорожного движения были в центре внимания на «Правительственном часе» 220-го заседания Совета Федерации. С докладом на нем выступил Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев.
Обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья людей в последние годы стало глобальной проблемой, констатировал Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев. По его словам, число пострадавших составляет в мире около 50 миллионов человек в год. Транспортные происшествия вышли на второе место среди причин смертности и травматизма среди детей и молодежи. Погибших на дорогах в 2005 году в России было более 30 тысяч человек, это в основном люди 26–40 лет. «Погибает и травмируется молодежь, социально активная, трудоспособная часть населения, чей потенциал так нужен обществу», – отметил глава МВД РФ.
Согласно оценкам специалистов, если не будут предприняты адекватные и масштабных меры по повышению безопасности на дорогах, уровень дорожного травматизма вырастет к 2020 году более чем на 60 процентов, сообщил Р. Нургалиев. Вместе с тем он отметил, что внушает оптимизм тот факт, что во многих экономически развитых странах с большим количеством автомобильного транспорта уже удалось сократить количество транспортных происшествий. «Количество автомобилей в этих странах растет, а смертность в ДТП последовательно и уверенно снижается на протяжении ряда лет. Это стало результатом скоординированных действий всех органов власти с привлечением самого широкого круга институтов гражданского общества», – сказал докладчик.
В России проблема обеспечения дорожной безопасности пока еще не решается столь же эффективно. По информации Р. Нургалиева, число погибших на дорогах в нашей стране составляет одну треть от всех летальных случаев при ДТП в государствах Европы. Основной показатель безопасности на дорогах – уровень смертности от ДТП на 100 тысяч человек. «Этот показатель в России в 2,5 раза выше, чем в странах с развитой автомобилизацией, – заметил Р. Нургалиев, – хотя насыщенность транспортом в России в два-три раза меньше».
Ситуация в России начала меняться к лучшему только после того, как к этой проблеме было привлечено внимание всех уровней власти, Президента РФ, была принята Федеральная целевая программа «Повышение дорожной безопасности на
2006–2012 годы», констатировал министр. «Президентом страны была поставлена задача пересмотра всей государственной политики по обеспечению безопасности движения, мобилизации всех ветвей власти и всех институтов гражданского общества и, по большому счету, всех граждан нашей страны», – с удовлетворением отметил
Р. Нургалиев.
В настоящее время в России формируется новая система управления дорожным движением и обеспечения безопасности. Произошло резкое снижение количества ДТП и их тяжести, травматизма и смертности на дорогах. «Это позитивная тенденция, и это главный результат завершившегося первого этапа целевой программы», – полагает министр.
Число органов власти федерального уровня, вовлеченных сегодня в решение задачи по обеспечению дорожного движения, – более 40, а ведь еще несколько лет назад это было делом только одной организации – Госавтоинспекции, заметил Р. Нургалиев. «Создание автодорожной инфраструктуры может в огромной степени нивелировать ошибки водителей, однако для решения этой задачи потребуются и время, и серьезные капитальные вложения», – считает он.
Отдельным направлением работы должны стать изменение отношения людей к дорожной безопасности, воспитательная работа с водителями. Именно по их вине, как подчеркнул докладчик, совершается около 80 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. В общественном сознании должно закрепиться понимание потенциальной опасности дорожного движения, нормой должно стать соблюдение всех правил и уважительное отношение друг к другу на дорогах. «Необходима комплексная система воспитания законопослушных участников дорожного движения. Она должна занять свое место в школьной программе, во внешкольной и дополнительной системе образования, в пропагандистской работе, на телевидении и радио, в массовых мероприятиях, на конференциях и форумах», – считает глава МВД РФ.
Использование передовых технических средств, всех достижений науки для контроля за ситуацией с безопасностью на дорогах – также одна из составляющих федеральной целевой программы. «Это стратегический ориентир государства. В ходе второго этапа реализации федеральной целевой программы будут введены системы видеонаблюдения, видеофиксации поведения участников дорожного движения», – сообщил Р. Нургалиев. Введение новых технических средств станет, по мнению министра, действенным механизмом борьбы со взятками среди сотрудников ГИБДД.
Далее Министр внутренних дел РФ обратил внимание сенаторов на недостаточное качество работы сотрудников ГИБДД и отметил необходимость повышения их образовательного и профессионального уровня. «Необходимо формирование качественно нового работника дорожной инспекции. Мы добиваемся, чтобы сотрудники ГИБДД достойно представляли государственную власть, были принципиальны и требовательны с нарушителями, вежливы и доброжелательны с гражданами, попавшими в затруднительную ситуацию. Мы требуем от них дисциплины и умения защищать интересы граждан. Следя за порядком на дорогах, сотрудники ГИБДД должны сами быть примером для других участников дорожного движения. Именно поэтому нам надо повышать профессионально-правовую подготовку сотрудников ГИБДД», – сказал
Р. Нургалиев. Действия сотрудников ГИБДД, убежден он, должны быть законны, понятны, открыты и справедливы.
Выступивший содокладчиком на «Правительственном часе» начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов представил сенаторам максимально полную информацию по ситуации с обеспечением безопасности на российских дорогах.
По регионам России статистика дорожных происшествий и складывающиеся тенденции выглядят следующим образом.
В 2007 году на территории страны зарегистрировано 233 809 ДТП, в которых погибли 33 308 и получили ранения 292 206 человек. По сравнению с предшествующим годом количество ДТП, число погибших и раненых в них людей увеличилось на 2, 1,8 и 2,4 процентов соответственно.
Рост количества ДТП отмечен в Центральном (+3,1 процента), Северо-Западном (+3,4 процента), Южном (+6,7 процентов), Сибирском (+0,4 процента) и Дальневосточном (+5,1 процентов) федеральных округах. Снизилось количество происшествий в Приволжском (+0,3 процента) и Уральском (+2 процента) федеральных округах.
Рост всех трёх основных показателей аварийности (количества ДТП, числа погибших и раненых) отмечен в 30 субъектах Российской Федерации, а наиболее значительный – в Карачаево-Черкесской Республике (+11,6, +12,9, +13,8 процентов), Чувашской Республике (+18,9, +15, +18,3 процентов), Воронежской (+12,5, +19,3, +13,7 процентов), Калужской (+11 , +18,2, +10,4 процентов), Нижегородской (+12,6, +15,8, +13,3 процентов), Псковской (+10,6, +3,1, +10,8 процентов) областях.
Наиболее высокие показатели роста числа погибших отмечены в Республике Адыгея (+15,8 процентов), Республике Мордовия (+18,1 процентов), Республике Хакасия (+12,8 процентов), Алтайском (+13,5 процентов), Ставропольском (+12,3 процента) краях, Владимирской (+12,1 процентов), Иркутской (+15 процентов), Пензенской (+15,3 процентов), Еврейской автономной (+13,7 процентов) областях, Агинском Бурятском (+30,8 процентов) и Ненецком (+75 процентов) автономных округах.
Показатель тяжести последствий в среднем по стране по итогам года составил 10,2 (в 2006 году – 10,3). На протяжении последних лет тяжесть последствий ДТП постепенно снижается, и по сравнению с уровнем 2001–2002 годов (14,1 и 13,4 соответственно) снизилась почти в 1,3–1,4 раза. В то же время значительно выше (14 и более) уровень данного показателя в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Рязанской, Смоленской, Ленинградской, Пензенской и Читинской областях. Самая высокая тяжесть последствий ДТП отмечена на территориях Республики Ингушетия (19,2), Республики Дагестан (19,8), Чеченской Республики (23,0) и Республики Тыва (24,2).
В среднем по России в расчете на каждые 10 тысяч транспортных средств совершено 65 ДТП, что несколько ниже показателей предшествующего, 2006-го, года (66). Значительно выше этот показатель во Владимирской (117), Новгородской (116), Архангельской (102), Ивановской (100) областях, Чувашской Республике (97), Тверской области (93), Хабаровском (92) и Приморском (91) краях.
Из каждых 100 тысяч жителей в ДТП пострадали 229 человек (2006 год – 223). Ежегодный прирост данного показателя наблюдается с 2002 года. В ряде регионов степень риска граждан получить травмы в ДТП значительно превысила среднероссийский уровень. Так, в Республике Алтай, Приморском крае, Владимирской, Новгородской, Тюменской и Сахалинской областях значения данного показателя более чем в полтора раза выше, чем в среднем по стране.
Далее Р. Нургалиев и В. Кирьянов ответили на вопросы членов Совета Федерации. Глава МВД РФ предложил в заключение системно заниматься обеспечением дорожной безопасности и активно привлекать субъекты Федерации к реализации федеральной целевой программы. «Все и каждый должны понимать значимость безопасности на дорогах. Количество погибших детей на дорогах России за год – это целая школа. Это не может быть проблемой только Госавтоинспекции, это общая проблема. Для каждого из нас должны быть важны жизнь и здоровье наших граждан», – сказал Р. Нургалиев