Coca-Cola станет квасом

Coca-Cola уже обкатала в самарской рознице напиток «Кружка и Бочка». Следующие планы — федеральный уровень. Беспокоиться по этому поводу стоит в первую очередь отечественным производителям кваса, сделавшим ставку на натуральность напитков и патриотизм. Пока места на рынке много, но в будущем придется потесниться всем.

Крупнейший мировой производитель безалкогольных напитков давно присматривался к рынку кваса. Доля его в продажах газированных напитков занимает всего 5%, но зато квасной сегмент демонстрирует феноменальный рост — на 40-50% в год. Летом прошлого года (пик сезона) производитель кваса «Никола» компания «Дека» опередила Coca-Cola и Pepsi по продажам в сегменте двухлитровых бутылок.

В 2007г. Coca-Cola на мощностях «Пивоваренного завода САМКО» в Пензе  выпустила пробную партию кваса живого брожения в пластиковых полуторалитровых бутылках под торговой маркой «Кружка и Бочка». Тестирование ее продаж прошло в Самаре. «Компания довольна результатом», — отметил пресс-секретарь Coca-Cola в России Владимир Кравцов.

Для Coca-Cola это первый опыт производства напитков на основе технологии брожения. Сочтя эксперимент удачным, компания подключила к производству кваса завод «Брау Сервис» в Твери. Прежним оставлена формула кваса, упаковка, ее дизайн. Для экспансии на российский рынок выбран лозунг «Кружка и Бочка» — Настоящий квас!». Целевая аудитория стартующей скоро рекламной кампании  — 25-39 лет, поделился Владимир Кравцов. В широкую продажу напиток поступит этим летом, пишет RB.ru.

В зависимости от наценки продавца в рознице полуторалитровая бутылка может стоить 25-35 руб. Для сравнения, квас из натурального сырья «Очаково» продается сейчас в среднем 23 руб. за литр. Квас «Старый» группы «Бородино» — около 20 руб. за литр.

Конкуренты

Выход Coca-Cola на рынок кваса фактически сводит на нет главный аргумент российских производителей,  сделавших в рекламе ставку на контрасте отечественного натурального продукта и иностранной химии. Пионером здесь является компания «Дека», сопроводившая в 2005 году выпуск кваса «Никола» нашумевшей рекламной кампанией с прозрачным слоганом «Квас — не кола, пей «Николу»». Стартовавшая в марте этого года новая рекламная кампания продолжает традицию: «Верный ответ: «Квасу — да! «Химии» — нет! «».

Выход на российский рынок кваса такого крупного игрока в «Деке» считают «победой отрасли в целом». «Во-первых, производители химических напитков начинают производить натуральный продукт. Во-вторых,  квас как напиток получит больше внимания со стороны рекламы и места на полках в магазинах», — перечисляет директор по маркетингу и продвижению «Деки» Никита Волков. 

Места пока хватит всем

На рынке кваса в прошлом году уже обосновался давний конкурент Coca-Cola, компания PepsiCo. Правда, она занимается лишь дистрибуцией кваса «Першинъ» российского холдинга «Эжен Бужеле Вайн». По оценке президента группы компаний «Першинъ» Евгения Першина, к 2010 г. Coca-Сola будет продавать 100 млн бутылок кваса в год и войдет в тройку лидеров по продажам в этой отрасли.

Консолидация

За пять лет весь объем рынка кваса в России вырос с $50 млн до, по данным «Бизнес Аналитики», $416,7 млн в 2007-м (33-35 млн дал — без учета бочкового кваса). Рынку есть куда расти: в 1991г., по данным Госкомстата, было продано 80 млн дал, уточняет Волков. Не исключено, что рынок  — крошечный для такого гиганта как Coca-Cola с оборотом $25 млрд  — вслед за соковым ждет консолидация. Решения о приобретениях Coca-Cola и PepsiCo могут принять уже по результатам летнего сезона, отмечают аналитики.

По итогам 2007 года «Дека» занимает 2-е место в продажах бутилированного кваса с долей на рынках Москвы и Санкт-Петербурга 25,8% (в стоимостном выражении), подсчитали в «Бизнес Аналитике». Лидер рынка — Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково» (ТМ «Очаковский»), у которого 42,8%. Остальные игроки значительно отстают: у комбината имени Степана Разина — 7,4%, «Эжен Бужеле Вайн» — 4,8%, «Бородино» — 3,8%