Оптимизация сквозь слезы
Дети, родители, учителя выступили против планов департамента образования, который в погоне за очередным экспериментом задумал реорганизовать учебное заведение. Чиновники объявили на общешкольном родительском собрании: в одно учреждение решено объединить среднюю школу № 65 и детский сад «Клубничка». В перспективе планируется создание комплекса начальная школа — детский сад. Соответственно, дети из средних и старших классов должны забрать документы и уйти в другие школы: в 63-ю, например, или в 26-ю. Есть несколько способов решения проблемы: можно поэтапно выводить детей из школы, а можно организовать переводы целыми классами вместе с преподавателями…
Актовый зал, забитый родителями под завязку, взорвался:
— Зачем пригласили на собрание, если все решили за нас? Закрыть школу в Год семьи — надо же додуматься!
Рыба гниет с головы
Начальник департамента образования Ирина Кочукина сразу же поправила возмутившихся: никакого закрытия! Речь всего-навсего идет об… оптимизации учебного процесса. 65-я школа одна из самых маленьких в городе, на сегодняшний день в ней всего 348 учеников. Меньше разве что в Портпоселке или Федоровке. Оплачивать содержание здания накладно для бюджета. Поскольку нынешняя система оплаты труда педагогов напрямую зависит от наполняемости классов, средняя зарплата учителей в 65-й школе 6900 рублей, тогда как в школах Центрального района она составляет 9500 рублей. Разве захочет настоящий, уважающий себя специалист получать меньше, чем коллега в соседней школе?
Однако, судя по реакции собравшихся в зале учителей, оптимизация, связанная с увольнением или в лучшем случае с переходом на новое место работы, их вовсе не радует. Кроме того, не у всех педагогов все в этой жизни измеряется деньгами. Например, учитель младших классов Ирина Танайлова считает свой 3 «Б» настоящей педагогической удачей. Не каждый день такой коллектив удается собрать, и она хотела бы поддерживать отношения с ребятами и в пятом классе, и в седьмом. А то, что не идут в 65-ю школу дети, объясняется просто. Ни одного объявления о наборе ребят в первые или десятые классы никто никогда не видел. Хотя организация учебного процесса, вообще-то, согласитесь, — прерогатива руководства.
— Рыба с головы гниет! — такой нелестный вердикт не раз звучал в зале в ходе родительского собрания. Еще чаще возмущенные родители спрашивали: как и куда может развиваться школа, если большая часть ее учебных классов давно переоборудована под чиновничьи кабинеты? Департамент образования, а также министерство образования и науки Самарской области, судя по табличкам у входа, расположились в 65-й школе. Чиновники отнюдь не по-тихому присоседились к школе, а именно по-хозяйски обосновались в ней. Всерьез, как говорится, и надолго, судя по солидным кондиционерам на стенах и белоснежным жалюзи на окнах. Молчу уже об охране на входе – самый крутой банк такой позавидует.
— Сократите свои штаты! — наивно предложили свой вариант оптимизации родители представителям неприкасаемой чиновничьей касты, — на каком основании занимаете здание?
— На самом законном! — заняли оборону неприкасаемые, — имущество-то муниципальное, значит наше!
Не могу не заметить, что кроме чиновников еще одну часть средней школы № 65 несколько лет занимала частная школа «Ступени», которая после ухода ее директора и учредителя Татьяны Макаевой на пенсию перешла к новым владельцам и стала называться по-другому — «Лада». Теоретически частное учебное учреждение на свои площади вряд ли кто-нибудь пустит за спасибо. Однако, судя по состоянию двора и ядовитому замечанию одного из присутствовавших на собрании папаш: «Третий год ручку на входной двери сделать не можете!» — со средствами, благоустройством и настоящим хозяином в 65-й явная напряженка.
— Ремонт нужен! Та же 63-я совсем по-другому выглядит! — в очередной раз дружно закипели родители, но переходить в более привлекательную, казалось бы, 63-ю школу категорически отказались. Не резиновая она, дескать, там и своих учеников хватает. Если набьются классы, как бочки с селедкой, ни о каких культивируемых департаментом образования здоровьесберегающих технологиях даже речи быть не может. Ну а 26-я школа отсюда в паре кварталов. Пешком для ребенка — далеко и не безопасно, да и в «Газельку» посреди улицы Баныкина в час пик попасть не так-то просто. А еще, говорят, директор гимназии № 9, непосредственной соседки 65-й, не раз просила объединиться: девятая гимназия перегружена, а 65-я школа малокомплектная. В этом случае дети остались бы на месте, а статус школы поменялся бы. Но департамент образования решил все по-другому.
— Устроили бардак, как в 90-е годы, дети и учителя для них — мебель, — определили суть конфликта находившиеся в зале.
Прокурор нам поможет
Учителям 65-й школы, по мнению родителей, надо памятник поставить. Хорошо учат, к качеству знаний претензий никаких, хотя периодически работают как на вулкане: расформируют — не расформируют. Учителя-старожилы утверждают, что школа № 65 не первый раз оказывается в эпицентре бурных экспериментов департамента образования, из огня, как говорится, да в полымя. Если сейчас предлагается создать детсад-школу для младшего звена, то лет пять назад, наоборот, ставка делалась исключительно на средние и старшие классы.
Именно тогда в школе был открыт музей боевой славы. Событие для наших дней исключительное. Причиной открытия музея стал действительно случай особый. 5 апреля 2001 года Галина Ануфриева после шести лет (!) неутомимых поисков нашла и похоронила своего сына Александра, который погиб в первую чеченскую кампанию. Торжественное открытие школьного музея приурочили ко дню рождения Саши Ануфриева. Потом школе присвоили имя погибшего выпускника. Не сразу, конечно — инициативной группе пришлось бегать и обивать пороги. Сначала идею поддержали депутаты городской думы, потом мэр. И только департамент образования возражал до последнего. Почесть чиновники считали излишней, не тот, мол, масштаб личности у погибшего…
Вместо того чтобы сделать из школы центр патриотического воспитания, департамент образования решил расформировать учебное заведение. «Стыдно перед матерью Саши», — говорит Ася Бичурина, учительница погибшего солдата. Ася Александровна, отработавшая в 65-й школе 25 лет, то есть со дня ее основания, выступила на собрании от имени всего педагогического коллектива и подчеркнула: учителя хотят остаться в родных стенах. Пусть в них со временем сделают филиал 26-й школы или 63-й, но не надо ничего ломать, ведь школа — единый организм.
Пока учителя и родители упрекали чиновников в жестокости, а те клеймили собравшихся за превращение собрания в митинг и за привлечение прессы, дети дружно скандировали под окнами:
— Департамент, вон из школы!
— Дети — цветы школы!
— Мы любим эту школу!
Терпя фиаско, департамент образования и полностью разделяющая его политику директор школы Елена Ивановская попробовали обработать собравшихся в актовом зале по классам: младшее, среднее и старшее звено отдельно. Попытка, однако, оказалась тщетной. На общем собрании родители не согласились ни с пресловутой оптимизацией, ни с реорганизацией школы, которую продвигал департамент образования.
Тогда экспериментаторы сменили тактику. Поняв, что вместе люди — сила, администрация школы стала обзванивать каждого родителя персонально и требовать, чтоб забрал документы ребенка из школы, пока не поздно. Родители, в свою очередь, обратились с заявлением к прокурору города Константину Зайцеву и мэру Анатолию Пушкову. Документ подписали около ста родителей, которые протестуют против экспериментов департамента образования, наносящих моральные и психологические травмы детям.