Бессмертные в роде людском

Жития святых — особая разновидность литературы. Они благочестиво и трепетно доносят до нас описания подвигов христианских подвижников, прославленных Церковью. Существует и Житие Петра и Февронии Муромских.

Необходимо сказать несколько слов о самом жанре. Светское мнение не всегда корректно к житийной литературе. Бывает, мирские публикации называют ее произведения легендами, ставят под сомнение само существование тех людей, о которых она повествует. Это естественный результат отсутствия религиозной культуры общества. К сожалению, ушло понимание, что этот жанр нельзя рассматривать без учета того, что любое житие имеет еще и духовную составляющую, не всегда отвечающую светским правилам  восприятия литературного текста.
Для православного человека достоверность житий святых несомненна. Ведь цель их — не простое жизнеописание с хронологическим изложением дат. Составлены они в основном монахами и призваны показать иную динамику — восхождение к святости жизни. Да и нелепо было бы подозревать составителей — людей, давших Богу строгие обеты, в намерении приукрасить красным словцом то, что не нуждается в приукрашивании.

На земле живут небом
Очень ярко говорил о житийной литературе и описываемых в ней святых архимандрит Иустин Попович. Господь по мере веры человека разливает в душе его вечную жизнь, и он ощущает и сознает себя вечным. Чем больше человек живет по вере, тем больше «освящаются благодатными божественными силами душа, сердце, совесть, все его существо». И чем святее человек, тем в нем все сильнее и живее становится и ощущение личного бессмертия, и сознание своей вечности и вечности каждого человека.
Евангельская, божественная истина гласит: святость есть жизнь, грешность есть смерть; богопочитание есть жизнь, безбожие — смерть; Бог есть жизнь, диавол — смерть. Вера — это оживление души от застоя, воскресение ее из мертвых: «былъ мертвъ и ожилъ» (Лк 15, 24). Только вера дает человеку истинную жизнь, ту, которая не завершается смертью. Поэтому жизнь человека настолько есть жизнь, насколько она во Христе.
«Святые — продолжает архимандрит Иустин, — в наибольшей мере освятили себя подвигами веры в воскресшего и вечно живого Господа Иисуса. Они единственные истинные бессмертные в роде людском, ибо всем существом своим живут ради воскресшего Господа Христа, и над ними никакая смерть не имеет власти. Поэтому жития святых есть не что иное, как жизнь Господа Христа, обновленная в каждом святом в большей или меньшей мере, в том или ином облике. Ибо жития святых суть святые евангельские истины, благодатью и подвигами перенесенные в нашу человеческую жизнь.
Нет евангельской истины, которая не может претвориться в жизнь человеческую. Все они принесены Христом Богом ради одного: чтобы они стали жизнью нашей, реальностью нашей, собственностью нашей, радостью нашей. А святые, все до единого, переживают эти божественные истины как стержень своей жизни и сущность своего существа».

Покровители вступающих в брак
Не стала исключением и святая княжеская чета Петра и Февронии Муромских, хотя в отличие от большинства прославленных Церковью христиан их жизнь не отмечена яркими подвигами мученичества или монашеского самоотречения. И в этом видится глубокий смысл. Житие святых Петра и Февронии и явленные в нем чудеса показывают христианам, что Богу угодна не только аскеза иноческого пути, но и добрые дела благочестия и милосердия к бедным, целомудренная любовь между собой и к ближним — все то, что сделало отпрыска княжеского рода и простую крестьянскую девушку образцом христианского супружества.
Князь Петр, второй сын князя Юрия Владимировича, правил в Муроме с 1203 года. Еще во времена правления своего старшего брата он, выполняя его поручение, тяжело заболел. Все тело князя Петра покрылось язвами, лекари были бессильны ему помочь. Когда князь уже не мог ходить самостоятельно, он встретил в рязанской земле мудрую девицу Февронию, дочь простого бортника-древолаза. Крестьянка берется исцелить князя при условии, что тот возьмет ее замуж. Автор жития говорит здесь о браке как о духовном лекарстве, которым человек исцеляется не только от телесных недугов, но и от душевных изъянов.
Князь женится на Февронии, но муромская знать отказывается повиноваться княгине без роду и племени. Ему ставят условие — Февронию изгнать. Исполняя заповедь Господа: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает» (Мф.19.6), князь Петр покидает город вместе со своей супругой. Это решение дается ему нелегко и вовсе не потому, что приходится отказаться от привилегий власти. Княжение рассматривается Петром как долг перед Богом, выраженный в служении ближнему. Феврония, имея дар от Бога прозревать будущее, пытается укрепить дух своего супруга. Она утешает его, говоря, что Господь не оставит их.
На следующее утро их догнали послы из Мурома, где бояре устроили побоище и междоусобицу. Народ бил челом и просил вернуться своих законных правителей. Возвратившись, князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце жизни они оба приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросинья.
Пронеся любовь друг к другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Когда Петр почувствовал, что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала «воздух» (покрывало чаши для причастия). «Пусть подождет, мне надо закончить…» — просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония его подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и «затихла навеки». Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза. Похоронили супругов вместе