Сергей Михалев: «Сползание вниз было безостановочным»
Ситуация с хоккейной командой «Лада» близится к своему печальному, но предсказуемому исходу. Корреспондент «ТО» попросил проанализировать историю этого кризиса заслуженного тренера России Сергея Михалева. С 1990 по 1999 годы Сергей Михайлович занимал должность помощника главного тренера ХК «Лада», выиграл с командой золотые и серебряные медали чемпионата России, Кубок европейских чемпионов.
— Была ли сегодняшняя ситуация с ХК «Лада» прогнозируемой?
— Когда начинался хоккей в Тольятти, когда он достиг высоких показателей, «Лада» стала чемпионом страны, выиграла Кубок европейских чемпионов, никому и в голову не могла прийти мысль, что все это в итоге может закончиться. В те времена достижения команды явились достойным примером для сотен воспитанников хоккейной СДЮШОР, которая также активно развивалась, а также тысяч мальчишек, гонявших шайбу на дворовых кортах. Была масса любительских команд. Хоккей стал видом спорта номер один! Тольятти в середине 90-х годов был известен как город автомобилестроителей и хоккейный центр. Понятно, что процесс имеет свои стадии подъема или спада, но то, что достигнуто, необходимо было держать любой ценой!
— Когда, по-вашему, началось падение тольяттинского хоккея в пропасть?
— Не ошибусь, если скажу, что началом конца можно считать сентябрь 2005 года. Ведь я, живой свидетель тех событий, занимал пост генерального менеджера ХК «Лада». Правда, мой второй приход в клуб был очень недолгим. Взялся за работу с большим энтузиазмом, поскольку, еще находясь на тренерском посту помощника Геннадия Цыгурова, определился, что буду жить в Тольятти. Мне нравилось тогда все — город, люди, отношение к хоккею. Построил в дом в селе Подстепки, где и живу по сей день. Даже находясь вне клуба, всегда следил за выступлениями команды, за успехами детской спортивной школы. В 2005 году «Лада» была на подъеме, завоевала серебряные медали чемпионата России. Но случился первый дефолт, и то падение вниз получилось стремительным. Почему-то в клубе решили, что все затраты и беды идут от генерального менеджера, и мне сразу же предложили уволиться. Но подоплека была совершенно иной. По крайней мере, мне стало предельно ясно — с приходом новых руководителей, сменой политики на АВТОВАЗе финансирование будет сокращаться, и, самое печальное, интерес к хоккею со стороны завода исчез. Все внимание было направлено на производственные проблемы. Большой спорт на АВТОВАЗе оказался забытым, сейчас это происходит во всей Самарской области.
— Но ведь не сразу же команда «Лада» дошла до своего нынешнего состояния?
— С 2005 года сползание вниз было безостановочным. Вначале ушла целая группа игроков, в дальнейшем уезжали ведущие, перспективные хоккеисты. Вдвойне было обидно, когда уходили воспитанники тольяттинского хоккея. Лишь благодаря огромным усилиям тренеров, точечным вливаниям, обещаниям и посулам «Ладе» удавалось оставаться в элите отечественного хоккея. Было понятно, что ни к чему хорошему это не приведет, но большинство из нас жило надеждами, что дело наладится. Прошел сезон, другой, третий, сейчас заканчивается пятый, и можно констатировать, как в том анекдоте, что больному стало лучше — он перестал дышать. Быть команде в нынешних условиях уже не представляется возможным.
В августе 2009 года «Лада» была допущена к чемпионату КХЛ в последний момент. За нее поручилась ГК «Ростехнологии». Что это было — фарс, переоценка своих возможностей? Ведь перед Новым годом в той же госкорпорации заявили, что по закону не имеют права напрямую финансировать спортивные клубы.
— Действительно, в августе была проделана большая работа на всех уровнях, к которой подключились даже руководители страны, когда мощнейшую государственную корпорацию, чье присутствие в нашем регионе весьма значительно, попросили обратить внимание на проблемы хоккея в Тольятти, что и было обещано. И КХЛ пошла на то, чтобы включить «Ладу» в число участников чемпионата, поскольку гарантии были очень весомые. Но, на мой взгляд, все происходившее являлось попыткой оттянуть время. Ведь были бы желание и деньги, а возможности для поддержания клуба всегда найдутся. Причины же стряхнуть с себя обузу всегда можно найти.
— Как оцениваете действия руководства КХЛ в отношении клуба и игроков, готовых забастовать, дисциплинарного комитета КХЛ, менявшего свои же решения?
— Лигу тоже можно понять, она не хочет, чтобы команды покидали ее в ходе чемпионата. И КХЛ действительно одна из самых заинтересованных сторон этого конфликта, она реально помогала игрокам хоккейного клуба «Лада», дала возможность команде доиграть сезон. Пошла по пути НХЛ, может, и не имея каких-то больших ресурсов. Сейчас осталось всего 3 игры, команда, конечно, их доиграет. Уверен, столько времени и средств было потрачено потому, что у «Лады» большие заслуги перед отечественным хоккеем. Но, с другой стороны, в КХЛ, наверное, не хотят иметь головную боль на следующий сезон и на включение «Лады» в новый игровой календарь не пойдут. Люди наверху понимают, что есть и еще большая беда — автозавод едва работает.
— Что сейчас? Долги ХК «Лада» составляют 200 млн рублей, имущество описано, введена процедура внешнего наблюдения, игроки по окончании сезона покинут клуб. Сохранится ли он, хотя бы в низших лигах?
— Чтобы клуб был жизнеспособным, нужно разобраться с проблемами, оплатить накопившиеся долги. Даже для высшей лиги необходимо иметь определенное финансирование. Да, исчезнет проблема строительства нового ледового дворца. Но высшая лига — это совершенно иной уровень хоккея, иное к нему отношение. Это путь в никуда. Обидно до глубины души. Потому что наплевали в душу многотысячной армии болельщиков, людям, которые создавали команду, всем ветеранам хоккея. Не заслужили тольяттинцы такого отношения. Уверен, не все возможности, рычаги власти были использованы.
— Если заслуги «Лады» в 90-х годах связывают с именами Цыгурова и Михалева, то в 2000-х — с личностью Петра Воробьева. Видимо, его уход был предопределен?
— Тольятти вообще с тренерами повезло. Петр Ильич добивался высоких результатов с таким составом, что не верилось, например, что «Лада» способна выиграть Континентальный кубок. Это тренер высочайшей квалификации, умеющий работать с молодежью и имеющий свою эффективную систему. Но когда теряется сам смысл работы, нет возможности двигаться вперед, происходят вещи, не совместимые с большим спортом, эта безысходность может задавить любого человека.
— Чтобы не заканчивать разговор на грустной ноте, сделайте прогноз относительно исхода олимпийского хоккейного турнира.
— Выше хоккея в Канаде ничего нет, и сборная этой страны, в которой на Олимпиаде представлены лучшие игроки НХЛ, сделает все для победы. У нашей сборной великолепное нападение, неплохая вратарская линия. Поэтому предположу, что в финале сыграют Канада и Россия!