Там где гибли за Россию, теперь уютно и красиво
Три дня назад я вернулся с юга Украины. Сразу могу сказать, что там далеко не самые плохие места для отдыха, но главное, что интересовало меня, – историческая составляющая. Ведь защищая Крым и Одессу, в свое время погибли сотни тысяч наших соотечественников: сначала в русско-турецкой войне, потом в гражданской и, наконец, в период Великой Отечественной. Земля там почти священная, однако, увлеченные морем, солнцем, винами и прочими жизненными прелестями туристы не всегда об этом помнят.
— Пошью костюм с отливом и в Ялту! – почему-то именно эта незамысловатая фраза одного из героев «Джентльменов удачи» постоянно мелькала в голове, когда поезд стремительно уносил меня в сторону Крыма.
Парадокс в том, что костюма с отливом я никогда не носил, да и черноморским берегам предпочитал Средиземноморье или что-то более экзотичное. Однако обстоятельства сложились так, что беременной супруге врачи временно запретили авиаперелеты, и пришлось с помощью интернета искать другие варианты. Выбор пал на юг Украины. Самостоятельно забронировав на неделю номер в санатории в окрестностях Ялты (это легко и без предоплаты можно сделать при помощи телефона или все того же интернета, причем стоимость дешевле, чем в большинстве хороших здравниц России), мы отправились в путь.
Первые мысли относительно того, почему Крым не пользуется особой популярностью среди наших земляков, появились еще у железнодорожной кассы, когда за два плацкартных билета на поезд: Самара – Симферополь с меня попросили 6 тысяч рублей.
— Однако, не дешево! – мелькнуло в голове, но отступать уж очень не хотелось.
Вторым минусом стала большая продолжительность переезда. Целых 45 часов мы тряслись в поезде, успев рассмотреть красоты Саратовской, Волгоградской, Ростовской и еще каких-то украинских областей. Почти все это время нас «развлекал» сосед по вагону – украинский старичок, решивший посвятить остаток дней развенчиванию стереотипов, касающихся истории религии. Демонстрируя всему вагону какие-то картинки, он доказывал, что Иисус на самом деле не умер на кресте, а с помощью наркотических средств, которыми вместо воды пропитали губку (ее на кончике копья подносили к губам распятых мучеников), был спасен сподвижниками и прожил до 90 лет. Якобы от наркотиков он потерял сознание и какое-то время действительно напоминал мертвого.
— А как, наверное, хорошо и спокойно сейчас на борту самолета, летящего из Самары куда-нибудь в Анталию, Римини или Хургаду, – появилась у меня очередная мысль, когда я понял, что от своей гипотезы дед не отступит.
Оставалось лишь ждать, когда он сойдет в поезде. Произошло это лишь в Запорожье, откуда до Крыма уже, как говорится, рукой подать. А до этого нас еще повеселил украинский пограничник, которому не понравилось, как я заполнил миграционную карту (хоть загранпаспорт здесь не нужен, но небольшие формальности все же присутствуют). На мою фразу: «Сейчас я перепишу!» – он ответил дословно так:
— Сейчас – это очень долго!
Я так и не понял, чего он от меня хотел, но в итоге границу мы все же пересекли. Из Симферополя, преодолев несколько горных перевалов, мы на автобусе добрались до Ялты, которая встретила совсем не курортной погодой. Судите сами, когда выезжали из Тольятти, было плюс 25, а тут всего 13. Мало того, здесь нас накрыло облако (почти весь южный берег Крыма – это горы высотой до километра, на которых и расположены здравницы), заморосил противный, мерзкий дождь, а на море бушевал шторм.
— Стоило ради этого столько ехать! – едва ли не хором сказали мы с женой, вынужденные отбиваться от глупого стандартного вопроса других отдыхающих: «Это откуда вы нам дождь привезли, а?».
Впрочем, уже на следующее утро светило солнце, а дождя за последующую неделю больше не было.
Отдельно стоит сказать, что большинство санаториев в пригороде Ялты строились в 20-х – 50-х годах прошлого века на месте огромных имений, принадлежавших когда-то дворянской знати и лицам, приближенным к царской фамилии. К примеру, место, где мы остановились, – бывшее имение Харакс Георгия Романова, дяди Николая II, с большим парком, в котором можно встретить даже 400-летние деревья. Сейчас это санаторий, принадлежащий федеральной налоговой (или как говорят местные – «податковой») службе Украины. Не удивительно, что первый же встретившийся нам отдыхающий из Донбасса (кстати, мой тезка) оказался именно налоговиком. Он сразу же посетовал, что их по льготным путевкам кормят хуже, чем нас, «коммерческих», да и вообще зарплата на Украине ниже, чем в России.
Позже выяснилось, что питание льготников ничем не отличается от коммерческого зала (на всех столах кормили просто замечательно). Сей факт так порадовал нашего украинского друга, что он воспылал гордостью за державу и в процессе общения даже выдал такую фразу:
— Нет, не хотел бы я жить в России. У вас там тотальный контроль!
Мы, естественно, попросили разъяснений. В качестве аргумента он привел пример, что у них личные данные являются строжайшей тайной. Даже билеты на поезд продаются без паспорта, и уж, конечно, ничего подобного типа прослушки сотовых телефонов или давления на независимые средства массовой информации в Украине быть не может.
Это был даже не спор, а скорее, обмен мнениями. К русским в Крыму отношение весьма дружелюбное. К примеру, разговаривают все в основном на нашем языке, и даже немного обидно, что не удастся повеселить читателей парой-тройкой смешных украинских словечек. Позже мы часто гуляли с украинским тезкой, разговаривая о плюсах и минусах наших стран. Обратил на себя внимание тот факт, что те же железнодорожные билеты у них гораздо дешевле (если перемещаться только внутри страны), а при стоимости бензина около 40 рублей за литр (это примерно 10,8 их гривны) проезд в маршрутках в той же Ялте стоит около 12 рублей на наши деньги (кстати, привычных нам «газелей» там фактически нет, зато полно «Богданов» украинского производства), а для примера: проезд на троллейбусе – всего 5 рублей. Что же касается других цен, то продукты стоят примерно столько же, сколько и у нас в Тольятти, правда, по словам местных жителей, зарплаты и пенсии у них гораздо меньше. А вот пиво дешевое и, самое главное, хорошее, как впрочем, и местное вино, которое для русских туристов, пожалуй, главный сувенир.
Впрочем, вернемся к отдыху. Купаться в море было рановато (его температура не превышала 10 градусов), так что приходилось довольствоваться плаванием в крытом бассейне и прогулками по пирсу, рядом с которым целыми днями плещутся дельфины. Море потрясающей красоты: у берега бирюзовое, а дальше – темно-зеленое. Еще можно подняться на гору Ай-Петри высотой 1200 метров, а впрочем, канатная дорога на тот момент еще не работала.
Крым сейчас пытается гнаться за Турцией в плане организации отдыха, и во многих гостиницах уже внедряется система «все включено». Но без нормального и недорогого авиасообщения, а также без глобального обновления инфраструктуры (многие сооружения не знали капитального ремонта со времен распада СССР) такая погоня вряд ли увенчается успехом. Что же касается природы, то здесь, рискну утверждать, Турция в проигрыше.
За неделю мы объездили все окрестности. Побывали в знаменитом Левадийском дворце, где когда-то жила семья Николая II, а в 1945-м состоялась встреча лидеров союзников: Сталина, Рузвельта и Черчилля (этому событию посвящен прошедший на этой неделе по телевидению фильм «Ялта-45»). Еще постояли у знаменитого Ласточкиного гнезда, погуляли по набережной самого гламурного города бывшего СССР – Ялты (цены там гораздо дешевле, чем, например, в Москве или Санкт-Петербурге), полюбовались водопадами, парками. Одной же из наиболее интересных экскурсий была поездка по местам боевой славы в Севастополь – город, принявший на себя очень серьезные удары как во время русско-турецкой войны середины ХIХ века, так и во время Великой Отечественной. Вот всего одна цифра: во время обороны Севастополя в 1941-1942 годах погибшими и пропавшими без вести считаются около 200 тысяч наших соотечественников.
Мы посетили такие места, как Малахов курган, Михайловский форт и, наконец, 35-ю бронебашенную батарею, которая когда-то могла обстреливать неприятеля на расстоянии в несколько десятков километров. Гуляя по бесконечным лабиринтам оборонительных сооружений, мы слышали от разных экскурсоводов похожую фразу:
— Все это было реконструировано не за счет государства, а благодаря спонсорам, которые не желают себя афишировать.
Кстати, подобное мы слышали и от некоторых из работников музеев.
Когда гуляли по Михайловскому форту (кстати, добираться на него нужно по воде на специальном катере) и рассматривали боевое снаряжение участников сражений середины XX века, экскурсовод неожиданно спросил:
— А вы знаете, что последний участник русско-турецкой войны умер в 2006 году?
После небольшой паузы и множества недоуменных взглядов он признался, в чем подвох. Речь идет не о человеке, а о черепахе, которая якобы действительно прожила 150 лет.
А теперь о серьезном и даже грустном. Каждый холм Севастополя окроплен кровью. Для немцев Крым имел важное стратегическое значение как один из путей к нефтеносным районам Кавказа. Советское командование понимало важность удержания полуострова и ради этого даже отказалось от обороны Одессы, однако немцы постепенно теснили наших к Севастополю. Первый штурм города начался в начале ноября 1941-го, а после того, как командование вермахта поняло, что так просто победы не добиться, начали обстреливать оборонявшихся из осадной артиллерии. Несмотря на все усилия врага, Севастополь пал только 1 июля 1942-го, однако даже после этого лишенные высшего командования остатки Приморской армии, отошедшие на мыс Херсонес, продолжали сопротивление. Отстреливаясь у самого морского побережья, наши солдаты до последних минут всматривались в горизонт и ждали помощи, пересохшими от жажды губами повторяя одно и тоже слово:
— Эскадра!
Но корабли не пришли, поскольку морское пространство уже давно контролировала немецкая авиация. Кто-то погиб, а других (около 100 тысяч человек) взяли в плен. В конце войны уже немцы попали в ловушку на том же мысе Херсонес и тоже до последнего ждали, что их эвакуируют кораблями. И тоже не дождались…
Когда мы слушали обо всем этом, сердце обливалось кровью. Особенно поразил мемориальный комплекс на месте бывшей 35-й батареи. Сами пушки не сохранились (их подорвали последние из оставшихся в живых русские солдаты), однако удалось разрыть и восстановить фактически все помещения. Кстати, раскопки на месте Михайловского форта и 35-й батареи до сих пор не закончены. Там и поныне не преданы земле останки героев.
Неделя в Крыму пролетела незаметно. Впереди нас ждал 12-часовой переезд на поезде из Симферополя в Одессу, однако пейзажи окрестностей Ялты (море, скалы, многовековые деревья) еще надолго останутся в памяти в отличие от тех неудобств, которые испытываешь, когда 45 часов трясешься в поезде.