Ближе к «Оскару»

Итак, писатель, человек с фантазией, пишет роман на тему  войны, который в «нужное время» экранизируется председателем общественного совета по культуре при президенте РФ – Кареном Шахназаровым.  Правда отметим, что Илья Бояшов — не стал автором сценария. Поэтому и ответственности за фильм он не несет. Кстати, произошла подмена. Фильм называется «Белый тигр». Это важно. Тут к «писательским тараканам» — пристрастиям и фобиям —  примыкают режиссерские замыслы и идеи. 

Можно понять, когда фильм задуман, как рекламный ролик киностудии. Он демонстрирует, по словам Шахназарова: «технические возможности киностудии «Мосфильм». Т.е. посылается «месседж» — «Снимайте фильмы на «Мосфильме», фильмы о войне. У нас есть: техника, форма, оружие, обученные статисты, декорации, пиротехники, каскадеры, все для показа любого ТВД (театр военных действий — авт.)  Второй мировой. 

Но Карену Шахназарову, продюсерам  и сценаристам этого мало.  Захотелось философии, углубления в природу войны, сверхчеловека на войне, роли случая, мистики и чертовщинки захотелось…Только,  парадоксально — слаба мистическая тема. Даже Гитлер, беседующий с длинноволосым типом (Антихрист?), в финале, не способен оживить и наполнить смыслом картину. 

Другое дело — может, американским киноакадемикам, будет просто приятно смотреть на горящие Т-34? 


Горящие
«тридцатьчетверки»

Наверняка, в Америке, есть много пожилых,  воевавших в Корее, или чьи родственники воевали. А что может быть лучше и сладостнее воспоминаний юности? Горит вражеский танк, с красной звездой, и я вспоминаю, каким я был молодым и красивым и только мечтал попасть в такой танк…

Тут, не грех, «Оскара» и присудить, за «Лучший фильм на иностранном языке».

Почему мы фантазируем, игнорируя правду о войне  и подделывая ее?

Мне кажется, что военная реальность была гораздо более фантастичной, чем принято думать и верить. Если бы только задаться целью и придерживаться документов и просто исторических фактов, можно получить  потрясающий эффект. Возьмем историю танковых сражений.

Зададим вопрос, почему не сняли фильм, о первых танковых боях 41 – 42 гг. ? Хотя, вру – сняли. Фильм называется – «Танк Клим Ворошилов -2». Но это не боевик-экшн. Хотя современные возможности позволяют проиллюстрировать реальные факты. Документальных фото и описаний – огромное множество. Например можно искренне удивляться выучке или удаче, немецкого наводчика Краузе, из экипажа фельдфебеля Германа Бикса, которому удалось прострелить из 37- мм пушки танка T-III – ствол нашего КВ!? 

Работа Краузе 

Это пример : город Венев, танк КВ, у стены тюрьмы. Есть описание этого боя с немецкой стороны, Разве этот бой — не тема для фильма, для рассказа настоящей истории?  

Еще пример. Это не постановочный кадр. 

КВ — 1 и шесть подбитых немецких танков 

Советский танкист в башне КВ и шесть подбитых танков Т-III. No comment. Это целый репортаж на основе трофейных немецких фото. Бой у деревни Карпово, под Псковым. 

Бой у деревни Карпово

Подробности можно посмотреть здесь.

Возникает вопрос, разве рассказать историю этого боя – не задача, достойная режиссеров, сценаристов, актеров, бутафоров, пиротехников, специалистов по компьютерной графике… Почему не попробовать отойти, от навязшей в зубах, практики показа антигравитации, мультяшных движений в пространстве? Может, оторвемся  от «Матрицы» и «…летающих кинжалов» и прочих фишек из мира «кинорэстлинга»? Могут ли спецы «Мосфильма» предложить что-то свое, от начала и до конца ? 

Вопрос — чем можно удивить Голливуд? Когда-то Алексей Герман в «Проверках на дорогах» поразил американцев кадрами, показав шипящий, в клубах пара, раскаленный ствол пулемета МГ-42, на снегу…. Прошло столько лет. Может пора делать следующий шаг? 

Ладно, признаемся в собственной бесталанности. Нет сценариев. Может пойти по пути римейков? Замахнуться и переснять «На войне, как на войне» по повести Виктора Курочкина. Нет, слабо!  Не пойдут  мосфильмовцы  на такое. Мистики мало, зритель не поймет. Точно не дадут «Оскара».

Если  «тигр» добудет «Оскара»… 

Допустим – дадут «Оскара». Все равно плохо. Тут американские киноакадемики, покажут свое отношение к реалиям Второй мировой. И дадут сигнал, что с историей можно и нужно обращаться, как с «фантастической реальностью» и дальше мчаться по пути «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. Появятся эпигоны. А это опасно. Потому что «кинореальность» воспринимается нашими торопливыми современниками буквально. К чему приводит «буквальность» восприятия кино – надеюсь, всем понятно, из-за этого послов США убивают…

Если пролетим. Эпилог 

Если фильм ничего не получит … ну, не знаю. Значит, само по себе решение о выдвижении картины с российской стороны – очередная промашка. Или этот фильм —  лучшее из худшего? Получается очередная иллюстрация тяжкого кризиса нашего кинематографа. Значит, нечего нам сказать миру. Нет у нас достойных фильмов.  

Фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» — советую посмотреть и книгу Ильи Бояшова – «Танкист» прочитать. Пусть каждый сам сделает свои выводы. Книгу лучше не покупать. В Библиотеке Автограда — «Танкиста» — целых двадцать штук. Говорят, летом за «Танкистом» выстраивалась очередь. Читают люди. 

Пусть читают. Это хорошо. Это лучше чем воевать, хулиганить на футболе, пить фальшивое пиво, смотреть ДОМ-2, сериалы про лихих ментов (пардон копов) и следователей, способных по анализу ДНК поймать бомжа на Курском вокзале …. 

Но выжить и победить на войне – эта книга вряд ли поможет. Не учит она тому, как оставаться человеком на войне, и жить после войны .  А, фильм? Фильм тоже не поможет. Слишком много там наших сгоревших танков…А «Белый тигр» — остался непобежденным и неотомщенным, гад! Хотя мы все-таки победили в той войне и совсем не благодаря, а точно вопреки, герою одержимому местью, сверхчеловеку – неоязычнику, каким нам нарисовал Илья Бояшов,  танкиста  — Ивана Найденова.