Село у городской черты. Тимофеева деревня
Дождливый день не располагал к загородной поездке, но интерес к сельской жизни двигал меня за пределы города, к новым ощущениям и чистой экологии. Навигатор показывал 11 километров до моей цели — Тимофеевки, правда я решил свернуть чуть раньше, сразу за недостроенным торговым центром со странными аляповатыми башенками и более чем вдвое сократил свой путь.
Признаюсь честно, в основе всех моих поездок по селам — чистая импровизация, переговоры о провожатом, утверждение маршрута, как правило отнимают много времени, а узнать о достопримечательностях деревни можно и на месте, расспросив сельчан.
«Бесплатно все»
При въезде в Тимофеевку отмечаешь развитую инфраструктуру сельского поселения: газовые трубы и ухоженные трансформаторные будки, раскрашенные в динамовские бело-синие цвета. Уже на окраине понимаешь, что стройка в Тимофеевке не заканчивается с наступлением зимы, даже в субботу на многих домах работы продолжаются. Еще одна примета пригородной деревни — новые жители не утруждают себя сельским хозяйством, дома стоят близко, огородов и палисадников почти нет. В Тимофеевке живет много горожан. Позднее я не однажды получил подтверждение этому нехитрому умозаключению.
По пути встречаются времянки, в которых проживают строители. Им можно позавидовать: живут на свежем воздухе, рабочее место в нескольких шагах от жилья, я уж не говорю, что людям неведомы городские пробки, заводские трубы и уличная городская толчея. Впрочем, каждому свое. Не все готовы променять городские хибары на летние дачи, даже если они построены из шлакоблоков.
На обочинах тимофеевских дорог часто установлены информационные стенды. Объявления с разным дизайном напоминают о собраниях членов строительных кооперативов. В ультимативной форме предлагается явится на собрание для решения вопроса инженерных сетей: время к зиме надо многое успеть до первых холодов.
Деревню пронзила автотрасса, которая также собрала по обочинам магазины, ангары и склады. Есть даже придорожная гостиница с дежурным набором дальнобойщика: душ, кафе, стоянка. Примечательно, что Тимофевка не сторонится городских артефактов. На одном из бетонных блоков издалека видно граффити: «Бесплатно все». Непонятно что именно, но судя по состоянию блоков они лежат невостребованными, даже «бесплатно», уже продолжительное время.
Несмотря на активную деятельность строителей и развитую инфраструктуру, дороги по окраинам Тимофеевки оставляют желать лучшего. Я понял это через двадцать минут нахождения на территории деревни, когда машина села в дорожную колею, пришлось изрядно повозится, чтобы вытолкать авто и поискать асфальт. Отмечу, что дороги в Тимофеевке в удовлетворительном состоянии, но не советую путникам заезжать в деревню по незнакомой грунтовке.
У ворот деревенского кладбища
Завидев купола православного собора, решил осмотреть храм и по возможности поговорить с батюшкой. Рядом с еще недостроенным храмом стоит железнодорожный вагончик, крышу которого венчают купол и кондиционер. Современные технологии сегодня легко уживаются с в хозяйстве служителей культа.
Через дорогу от забора церковного, забор деревенского погоста. Несколько метров дороги между ограждениями навевают мысли о бренности бытия, с этим философским настроем я подошел к пожилому мужчине у ворот кладбища. Как оказалось — это смотритель кладбища.
Иван Николаевич Кириллин (так звали моего нового знакомого) в советские времена работал секретарем парткома колхоза Россия. Наступили другие времена и партийную работу пришлось поменять на службу на кладбище. Впрочем Иван Николаевич не унывает, с улыбкой вспоминает былые годы.
В годы СССР в Тимофеевке был большой колхоз «Россия». «Стадо крупного рогатого скота насчитывало 3200 голов, из них 1200 дойных коров, — с улыбкой говорит Кириллин. — Сегодня в селе не больше ста буренок. Вот так!»
Гротеск моей беседы со смотрителем у ворот кладбища заключался в том, что в этот день [10 ноября] исполнилось 30 лет со дня кончины Леонида Ильича Брежнева (генерального секретаря КПСС). Напоминать об этой скорбной дате бывшему партийному работнику, я не стал, а поговорил спросил у него Иван Николаевич также с улыбкой поведал мне о нелегкой судьбе крепостного по имени Тимофей из поместья графа Орлова. За строптивый характер граф отселил Тимофея в степь, где не было ни воды, ни леса. Тимофей выжил, на этом месте появилось сельское поселение, деревню назвали по имени крепостного.
Сегодня строптивый крепостной был бы горд за Тимофеевку, а вот усадьба графа в Усолье и многочисленные развалины по селам района, находятся в плачевном состоянии, даже несмотря на внесение в реестр памятников архитектуры Самарской области.
ФОК для деревни
Попрощавшись со смотрителем кладбища я решил найти деревенскую школу. Через двадцать минут интуиция привела меня к памятнику не вернувшихся с Великой Отечественной войны сельчанам. Из центра переселения душ Тимофеевки, я попал в центр светской жизни. Двухэтажное здание рядом, на крыльце которого работал сварщик, оказалось Домом Культуры, а через дорогу белело здание школы, там на дворе подростки играли в футбол (даже в такую, нефутбольную слякоть!). Чуть поодаль установлен открытый корт, справа от которого здание детского сада и большая детская площадка.
Школа в Тимофеевке рассчитана на 140 школьников, мест не хватает, пришлось потеснить детсад и музыкальную школу (есть в Тимофеевке и такая!) в стоящем рядом со школой двухэтажном здании. Обойдя вокруг здания школы, обратил внимание на женщину, которая наблюдала за чужаком с фотоаппаратом в руках (за мной т. е.). Выяснилось, что Людмила Владимировна Варламова. Она давно живет в селе и хорошо знает односельчан, хотя городских в Тимофеевке тоже хватает. На мою удачу, женщина работала в администрации села и согласилась поговорить со мной.
В Тимофеевке сегодня проживает около 4 тыс жителей. Около 600 домов построены горожанами, которые работают в городе (и прописаны, кстати в Тольятти). Тимофеевка одно из немногих сел Ставропольского района с профицитным бюджетом. На мое замечание о качестве дорог, Людмила Владимировна сказала, что дороги в селе асфальтированы, а заезды со стороны Хрящевского шоссе — самовольная инициатива горожан и строителей торгового центра, резонно заметив, что барьер там поставить невозможно.
Интересно, что несколько лет назад, в Тимофеевке прошел референдум по присоединению к Тольятти, на котором 99% жителей проголосовали против. На территории села зарегистрировано много фирм, в основном строительных, есть своя кузня, небольшое с/х подворье. Ежегодно проводится День села. «Проблемы конечно же есть, куда без них», — говорила Варламова. «Нужна новая школа, не хватает мест. Молодежи податься некуда, нужен физкультурно-оздоровительный комплекс», — перечисляла Людмила Владимировна. Заметив мое удивление, Варламова отметила, что в соседней Русской Боркове ФОК уже построили.
ДК для праздников
На крыльце Дома Культуры Тимофеевки, когда к нам подошла директор заведения, Татьяна Владимировна Лабодина. Топ-менеджер от культуры рассказала, что практически все праздники проводятся в ДК. «В этом году даже День Знаний, 1 сентября у нас проводили. Вот ремонт закончим, будем готовится к Новому году», — директор ДК и на выходные приходит на работу, чтобы проконтролировать ремонт здания.
Выражение «сельская рэп-группа» у многих вызовет улыбку. Я тоже принадлежу к многим, однако в Тимофеевке действительно есть своя рэп-группа. А еще в ДК репетирует женский ансамбль «Лира», ансамбль «Фортуна» и даже хор, который посещает более двадцати сельчан. Штат ДК состоит из трех «единиц» — директор, художественный руководитель и техничка. Слушая Лабодину я подумал, что с таким директором культура в Тимофеевке не останется просто словом.
Размышляя на обратной дороге, поймал себя на мысли, что при нашей городской образованности и знаниях, зачастую мы приносим в село и городское разгильдяйство. Строим хоромы, а за кирпичным забором личного дома, для нас хоть «трава не расти», именно поэтому в Тимофеевке можно встретить красивые коттеджи, с разбитой дорогой пролегающей у стен дома. Строительный мусор валяется за пределами оформленном в регпалате участка. Конечно, многое зависит от глав сельских поселений, но увиденное в Тимофеевке позволяет мне говорить, что проблемы непроезжих грунтовых дорог и деревенского ландшафта надо решать с новыми, городскими жителями Тимофеевой деревни.