«Миндаль» сменил собственника

Ее новым владельцем стало ООО «Неотрейд», которое развивает сеть «Пеликан». Как рассказал в телефонном разговоре с «P.S.» директор сети «Пеликан» Александр Чумаков, магазины «Миндаль» продолжат работать под этим же брендом и в прежнем формате.

По мнению ведущего специалиста консалтингового агентства «Оранж-Сити» Михаила Колесникова, в этом случае никаких изменений в раскладе сил на городском рынке продуктового ретейла ждать не приходится, так как сеть «Пеликан» после покупки «Миндалей» не вырастет, а ООО «Неотрейд» будет работать по тем же принципам, что и Х5 Retail Group, в ведении которой находятся такие разноформатные сети, как «Карусель» — гипермаркеты, «Перекресток» — супермаркеты и «Пятерочка» — дискаунтеры.

Торговая сеть «Миндаль» была создана Владимиром и Сергеем Дуцевыми и работает в Тольятти с 1998 года. В январе 2008 года основным собственником ретейлера стал холдинг Finstar во главе с Олегом Бойко. Тогда холдинг занимался развитием продуктовой розницы, ему принадлежала сеть продовольственных магазинов «Смак». В планах Finstar было открыть за четыре года более 700 магазинов, но в декабре 2008 года проект был свернут. Закрытие проекта в Finstar объясняли тем, что сеть не вышла на ожидаемые финансовые показатели. Весной 2012 года стало известно о планах Finstar по продаже тольяттинской продуктовой сети. Среди компаний, с которыми велись переговоры, назывались крупные федеральные ретейлеры, такие как X5 Retail Group и «О’Кей». В прошлом году с компанией «О’Кей» были достигнуты предварительные договоренности о покупке. Как отмечали в компании «О’Кей», ориентировочная сумма сделки составляла порядка $20 млн. Тогда опрошенные «P.S.» эксперты отмечали, что для сети «О’Кей», которая представлена в Тольятти лишь одним гипермаркетом, «Миндаль» мог бы стать весьма выгодным приобретением. Но осенью «О’Кей» отказался от переговоров. Согласно официальному заявлению «О’Кей», отказ от переговоров был обусловлен тем, что стороны не достигли взаимовыгодного соглашения в отведенное время.

Позже стало известно, что переговоры по покупке «Миндаля» ведет Х5 Retail Group. Включение в переговорный процесс другого крупного федерального ретейлера, такого как X5 Retail Group, генеральный директор ООО «Финам-Тольятти» Александр Адамов называл логичным: «Поглощение крупной местной компании позволит заметно усилить позиции на локальном рынке Тольятти. Долю сети «Миндаль» на рынке продовольственного ретейла города можно оценить примерно в 4%. На первый взгляд объекты сети «Миндаль» вполне соответствуют, например, базовым характеристикам формата сети супермаркетов «Перекресток», которую развивает Х5». Директор ООО «Агроторг-Самара» (торговая сеть «Покупочка») Кирилл Захаров отмечал, что переход права собственности на сеть «Миндаль» к X5 Retail Group вряд ли повлечет какие либо существенные изменения на городском рынке продуктового ретейла, однако позволит федеральной сети укрепить свои позиции на рынке.

По некоторым сведениям, сумма сделки, которая фигурировала в переговорах с Х5, составляла порядка 600 млн рублей. Тогда ведущий специалист консалтингового агентства «Оранж-Сити» Михаил Колесников отмечал, что X5 Retail Group вряд ли потянет такую сделку. Переговоры с Х5 ни к чему не привели. В региональном представительстве X5 Retail Group отказались комментировать причины, по которым не было достигнуто договоренности по покупке сети «Миндаль», сославшись на коммерческую тайну. Сейчас в Тольятти работает три магазина «Перекресток»: в ТЦ «Русь на Волге», «Аэрохолл» и «Капитал». Ранее их было четыре, несколько лет назад был закрыт «Перекресток», располагавшийся в ТЦ «Юность» в Центральном районе. Его место занял магазин тольяттинской сети «Пеликан». Весной 2013 года сеть «Пеликан» вышла за пределы Тольятти, открыв несколько магазинов в областном центре. Планы выхода в Самару «Пеликан» анонсировал еще в 2011 году, однако приступить к их реализации компания смогла лишь сейчас.

— Вероятно, отчасти покупка «Миндалей» продиктована тем фактором, что сети «Пеликан» некуда дальше расти в Тольятти. Все ретейлеры сейчас испытывают сложности с подбором помещений под новые магазины. Подходящих торговых площадей не хватает, — отмечает генеральный директор АН «Русская жемчужина» Алексей Кирюшин.

— «Пеликан» работал изначально в формате магазинов «у дома», но позже они открыли пару магазинов в формате супермаркетов. То есть они пробовали перейти к работе в более крупном формате, как и «Магнит», который в Тольятти перешел к работе в двух форматах, открыв свои семейные гипермаркеты во всех трех районах города. Это достаточно логичный путь развития успешной сети. Но сложно предсказать, хватит ли сил и профессионализма новому собственнику «Миндаля» для управления такой сложной системой. Но если они решились на это, значит чувствуют в себе силы.

— Вероятнее всего, крупные ретейлеры посчитали запрошенную за сеть «Миндаль» цену завышенной. У федеральных сетей есть выбор городов в стране для развития и возможность более эффективно вложить деньги. А у «Пеликана» такого выбора в плане дальнейшего развития нет. Они ограничены нашим регионом, — говорит ведущий специалист консалтингового агентства «Оранж-Сити» Михаил Колесников. — В том случае если они не планируют переводить сеть «Миндаль» под свой бренд, то ничего по большому счету на рынке не изменится. Компания просто диверсифицировала свой бизнес. Но, развивая параллельно две сети, им легче будет работать с поставщиками.

По мнению Алексея Кирюшина, сохранение бренда «Миндаль» является верным и экономически обоснованным шагом: «X5 Retail Group развивает три сети, каждая из которых работает под своим брендом и в своем формате. «Миндаль» — это достаточно крупные магазины, а бренд достаточно известный и успешный. На мой взгляд, нет смысла что-то менять. К тому же ребрендинг магазинов «Миндаль» повлечет дополнительные затраты».