Алексей Борисов: мы находимся в одной лодке

Алексей Борисов известен в городе как один из организаторов Спартакиады боевых искусств «Непобедимая Держава». Этот человек является меценатом, который не афиширует эту сторону своей жизни. Борисов успевает совмещать общественную деятельность и напряженную работу в другом регионе. Для чего топ-менеджеру нужна общественная  деятельность и каким Алексей видит Тольятти? Об этом мы поговорили с ним незадолго до новогодних праздников.

— Когда у тебя появилась эта пассионарность: надо продвигать наш город, надо готовить молодежь?

— Рано или поздно мы все взрослеем, особенно с рождением детей. До этого времени занимаешься собой, пробуешь себя на прочность, смотришь что есть в жизни и чем она может тебя удивить. 

Я хочу жить в этом городе [Тольятти], хочу чтобы эта территория была безопасной, уютной, комфортной для детей. И чтобы дети могли здесь развиваться. Вторая моя задача как папы — сделать все, чтобы у них было как можно больше иммунитета от всех проблем этого мира. Боевые искусства и спорт все это дают, они развивают и «физику» и характер человека. Для меня единоборства — это умение думать, думать быстро. Ведь если есть вызов, есть вариант его избежать и правильно ответить. Всего избежать в этом мире невозможно, поэтому остается второй вариант — ответить и выйти с наименьшими потерями. Для этого надо уметь четко понимать, когда надо отступать, а когда наступать.  А это приходит только с определенной практикой.

— С этим разобрались, это одна сторона медали. Что заставляет тебя заниматься развитием «Непобедимой державы», ведь это не коммерческий проект? По сегодняшним меркам это звучит негуманно — спартакиада не приносит денег, для чего это тебе нужно?

— В моем детстве я три года прожил за рубежом и знаю, что такое хотеть домой. Есть у нас определенная категория — «граждане мира», которым комфортно в других странах, где им безопаснее и понятнее. Я никуда не еду, для меня это принципиально. Ведь человек живет там другими категориями — болеет за местную футбольную команду, становится гражданином другой страны. Если ты приезжаешь туда, пользуешься благами, ты по определению берешь не только что-то для себя, но и принимаешь правила этой системы, ты берешь на себя опредмеченные обязанности. 

Мой бизнес предполагает  возможность дальних поездок. Работать можно по всей стране, но жить я предпочитаю в Тольятти. Здесь у нас прекрасная природа, наш город один из крупнейших в стране. И говорить о том, что у нас все плохо, плохая экология, медицина, не решены проблемы с детским досугом можно много и долго. Да проблем много. Только от того, что мы сетуем и мотаем нервы, перечисляя проблемы ничего не меняется. Если хочешь что-то поменять в жизни, вставай с дивана — иди меняй. Других вариантов нет! 

Спектр наших мероприятий — некоммерческий, наша команда инвестирует в эти мероприятия для того, чтобы сделать город лучше. Это не делается, чтобы себя пиарить, это не делается «для галочки». 

Есть четкая определенная стратегия, для чего мы создаем «Непобедимую Державу», для чего проводим соревнования по единоборствам. Мы формируем определенную среду. Вызовов меньше не становится, их количество только увеличивается. У нас с вами появился определенный тренд на выживание. 

Помню кто-то из блоггеров высказывал мнение, что моя задача собрать тренированную молодежь, чтобы усмирять толпы рассерженных горожан. Это полная ахинея, потому что я сам рассерженный горожанин.

Посмотрите, буквально за сто прошедших лет население Земли увеличилось в четыре раза. Войны за территорию и природные ресурсы, чтобы прокормиться будут однозначно. У нас с вами самая большая страна. Я не говорю, что надо прыгать с голой пяткой на ядерные ракеты, но с духом будо можно найти разумную гуманность. Позиция сильного здесь — это позиция спокойной силы. Если говорить по стратегическому заделу — это и есть цель. Все делается для того, чтобы нам в России жить было спокойнее.

Наша территория не оценена по достоинству. Здесь [в Тольятти] потрясающая природа, здесь очень интересная яркая история, познавательная история. Отличное географическое положение и условия для бизнеса. Я думаю, что с окончанием строительства второго [аэропорта] Курумоча  и моста через Климовку мы сможем сделать здесь отличный туристический центр. И сможем заработать больше (говорю крамольные вещи) чем на сборке автомобилей на ВАЗе. 

— С одной стороны слова государственника, а с другой стороны г-н Борисов как-то умалчивает свои меценатские проекты в Тольятти. Завтра Алексею скажут «пойдемте работать в Правительство», что он ответит, Тольятти ему нужен?

— Пока никто не зовет (улыбается). Но если будет нормальное разумное предложение (кто знает как повернется жизнь), я могу сказать, что Тольятти это только прибавит. Причем не меньше, чем прибавил к примеру Екатеринбург в свое время, когда забрали Ельцина на работу в столицу.

— Проживая в Тольятти, занимаясь бизнесом, ты следишь за процессами в городе. Как ты их оцениваешь? В частности, что ты скажешь по поводу противостояния депутатов и мэрии в эпопее принятия городского бюджета?

— Это нюансы между городской властью и Думой, депутатский корпус лоялен к областным властям. Это нормальный рабочий момент. Есть расчеты администрации, они каждый день скажем так «ходят на землю» и пробуют собрать налоги, чтобы изменить ситуацию в городе. Есть чуть менее практические, более теоретические расклады у депутатов, которые знают чаяния народа, но не владеют всей фактурой по процессам хозяйствования. 

В мэрии сейчас не самая плохая команда. Можно сравнить с командой Пушкова, где ребята просто досиживали, решая задачу «как бы чего не вышло». Это даже нельзя назвать застоем, а скорее отстой, поэтому у меня отношение к Пушкову негативное. Сегодня команда в мэрии совсем другая. Да, они ошибаются. Но отмечу, что губернатор на то и губернатор, он по своим четким критериям оценивает работу местных властей. 

Как профессиональный экономист я не вижу целиком картину, как видит он [Меркушкин] , следовательно буду не корректен в оценках. Губернатор однозначно человек профессиональный и сильный и его решения адекватны ситуации. Он проявил себя управленцем, который принимает грамотные и взвешенные решения. Если он критикует, значит есть за что критиковать и это его право как менеджера более высокого звена. 

Основная проблема в городе — это разобщенность городской элиты. И когда говорят «вот был Каданников и он объединял всех между собой», мол он мог стукнуть тапочком по столу и указать направление движения — да ничего подобного! На самом деле Каданников мог стучать кулаком по столу, но зачастую ребята решали свои задачи. И они прогибались только под экономическим весом, не под политическим. 

Сегодня элита должна понимать, что все мы находимся в одной лодке. Да мне может быть не нравится гребец слева от меня, мне может не нравится как он машет веслом, я могу предполагать, что он халявит или заглядывается на жену капитана. Я пашу как раб на галерах. Надо четко понимать, что надо грести, чтобы уйти от той ситуации, которая сложилась. 

Я считаю, что за последние полтора года все стороны заняты поиском красивого решения конфликта, чтобы обязательно кому-то одному досталось по голове. Я не вижу конструктивного диалога в истерии (по другому назвать не могу) которую вижу в городской прессе, кабинетах городских чиновников. Меня это крайне раздражает и не нравится. Я не вижу, что ребята заинтересованы в решении городских проблем. Есть сведение счетов, решение своих бизнес-задач, а решения городских проблем — нет! 

— А тебе не кажется, что все эти распри прекратятся с окончанием полномочий Андреева?

— Это человеческая природа. Будет что-то другое. На самом деле было бы очень неплохо выработать стратегические цели для нашего города. Надо поднять эти цели и сказать: «Ребята мы идем туда!» или «Мы хотим чтобы у нас был такой уровень медицины». Чтобы у нас сократилась пандемия по ВИЧ. Мы хотим, чтобы наши детки были здоровыми, хотим жить в чистом городе. Так давайте все вместе делать это. Для этого надо менять сознание людей, надо активно работать. Надо проснуться для жизни и делать вполне конкретные определенные шаги для города. Кто бы не был мэром всегда будет ситуация, что часть элиты будет недовольна. 

***

В нашем разговоре мы не ограничивались только городскими темами. Мы обсуждали и политику и бесконтактные единоборства, геополитику и детский спорт, коснулись даже темы освобождения Ходорковского. Алексей Борисов — жесткий и расчетливый менеджер, по каждому вопросу он имеет свое мнение, которое может различаться с общепринятым. Одновременно с этим он хорошо разбирается в искусстве и культуре и является одним из попечителей Художественного музея. Несмотря на удаленное место работы (Борисов сегодня работает на одном из уральских предприятий), Алексей остается патриотом Тольятти. Можно с большой долей уверенности сказать, что в этом году «Непобедимая держава» вновь станет главным событием региона и округа, в области восточных единоборств. А все мероприятия, к которым имеет отношение команда Борисова будут проведены на высшем уровне. По другому и не может быть — эти люди меняют город. Это твои люди, Тольятти!