Деревня которой нет. На поляне Ивана Кольцо

Не место красит человека, а человек место. Подтверждение этой поговорки мы получили в заброшенной деревеньке Кольцово, где обнаружили лишь несколько жилых домов и … новую церковь. Кто сегодня живет на поляне Ивана Кольцо, какие НЛО видели местные жители и почему горка к Кольцовской воложке с каждым годом становится все круче, в материале «Уникальной глубинки».

Поляна казака

Кольцово, как и расположенное совсем рядом Мордово, считается одним из старейших сел Самарской Луки. Хотя в документах упоминается чуть позже соседа. Немногочисленные обитатели Кольцово считают, что знаменитый казак Иван Кольцо имел непосредственное отношение к основанию деревни. Здесь уверены жители деревни была поляна Ивана, откуда он совершал свои набеги на купеческие суда. Отсюда же верный помощник Ермака Тимофеевича ушел в знаменитый сибирский поход, ставший для него последним. Кстати, в разные годы село называлось Кольцовка и Николаевевское, но об этом чуть позже.

Иван Кольцо стал знаменитым именно у нас на Самарской Луке. Его, как и других сподвижников Ермака Тимофеевича, Иван Грозный приговорил к смертной казни за налеты на караван ногайских послов и купеческие корабли. В 1581 году Иван Кольцо и его братия, вместе с казаками Ермака отправились в Сибирь, а уже на следующий год Кольцо предстал перед царем, как герой, участник покорения царства хана Кучума в Сибири. За это Иван Грозный пожаловал казакам вольную грамоту и свои дары. В 1583 году Иван Кольцо погиб. 

Удалой казак также оставил след в русской литературе и советском кинематографе.  Иван Кольцо — один из главных героев повести «Ермак» Грица. А роман «Князь Серебряный», Алексея Константиновича Толстого является своего рода историческим источником биографии Ивана Кольцо. Согласно сюжету, казак якобы ранее был известен под кличкой Ванюха Перстень. В советском фильме «Ермак», роль Ивана Кольцо исполняет тогда еще молодой Никита Джигурда. Вот такой удалец жил и промышлял разбоем на Самарской Луке в XVI веке.

Историческая справка. До последней трети XVIII в. Кольцово считалось деревней. В документах также встречается название Кольцовка. Название произведено от имени собственного (фамилии владельца). Еще один вариант названия Николаевское, произошло от престола приходской церкви.

Село было основано в конце XVII или в первом десятилетии XVIII в. на земле, пожалованной за службу А.Н. Кольцову. В результате разделов, продаж и покупок стало разнопоместным.

Еще у одного помещика, А.И. Мутовилова здесь было 5 крестьян, но он всех перевел в другой уезд. Примеру Мутовилова следовали и другие владельцы, которым было тесно и неудобно в малоземельном селе и у которых была возможность переселить крепостных. По данным 1762 года в Кольцово было 72 крепостных мужчин, принадлежащих пятерым помещикам. В 1795 году количество помещиков осталось прежним, а вот жителей Кольцово прибавилось. Мужчин насчитывалось 90 человек, а всего с селе проживало 188. В середине XIX века в число совладельцев Кольцовки в результате покупки части села вошли Орловы-Давыдовы, хозяева Усольской вотчины. Им в 1859 году принадлежало 4 двора, 16 душ мужского и столько же женского пола. Потомкам недоросля Степанова принадлежало 17 дворов, 75 мужчин и 70 женщин, Корольковым принадлежали два двора, 4 мужчин и 8 женщин. В крепостную эпоху, в Кольцовке из господского строения упоминаются дома с хозяйственными строениями некоторых мелких помещиков.

В административном отношении во второй половине XIX — начале XX вв. село находилось в составе Жегулевской волости Сызранского уезда Симбирской губернии. До этого входило в Самарский уезд.

Основным занятием населения здесь было земледелие в сочетании с животноводством. Также бытовали лесные и другие крестьянские промыслы: заготовка и возка леса, изготовление различных деревянных изделий, утвари, одежды, обуви. В начале XX века ремесло являлось основным делом для одного сапожника и одного тележника. Село было соединено проселками с ближайшими селениями. После падение крепостного права Кольцово быстро росло. В начале XX века здесь было 283 двора и 1780 жителей (834 мужчин и 956 женщин).

В 1898 году была открыта церковно-приходская школа, которая располагалась в собственном здании. Жители были русскими, православными, имели свою деревянную Ник4олаевскую церковь, построенную еще в 1767 году на средства Анастасии Александровны Ощериной, но священника в храме не было, служили здесь священники из Брусян.

Сегодня Кольцово выключено из списка населенных мест.

В окрестностях деревни обнаружено 8 древних поселений. Наиболее ранние из них относятся к срубной культуре середины II тыс. до н.э. И находится на узком мысе в 150 м к западу от селения. Остальные селища возникли в эпоху средневековья и относятся к именьковской и болгарской культурам.

Родительский дом, начало начал

В Кольцово мы решили съездить, заприметив из Мордово церковь на горе. В той экспедиции нам говорили, что «при церкви живет одинокий монах». На подъезде к Кольцово, также на горе стоит полуразвалившийся дом. Первое впечатление — деревня заброшена, и нелюдима, но интерес к неизведанному брал свое, мы решили проехать вдоль улицы. У калитки дома на окраине стоял пожилой мужчина и с интересом посматривал на белый внедорожник. По его заинтересованному виду стало понятно, что гости в этих краях бывают редко.

Сегодня жители Кольцово — это супруги Апарины. Борис Андреевич [встретил наc у калитки] многие годы работал в грузопассажирском предприятии в Самаре. Сейчас живет в родительском доме. Его супруга, Галина Петровна, страстная поклонница этих мест. Галина Петровна родилась в соседних Брусянах, а Кольцово знает с 15-летнего возраста, когда ее родители переехали в это село. «Я фанатка этих мест, очень люблю наш край», — признается Галина Апарина.

Галина Петровна долгое время работала в городе. «Семь классов я окончила в Брусянах. Одинадцать [классов] в Сосновом Солонце. Уехала в Самару, надо было устраиваться на работу. Там заканчила плановый институт и устроилась в сберкассу. Так что, я бабушка-черепаха Тортилла тех времен. Потом сберкассы преобразуются в «Сбербанк», откуда я и ушла на пенсию с поста заместителя председателя правления. Ничего не построила, ничего не украла, зато приехала на родительское место, на свежий воздух», — рассказывает Галина Апарина. На пенсии Галина Петровна занимается траволечением. Однажды, она даже спасла мужа от отморожения. Понятно, что на ней и домашнее хозяйство и воспитание внука.

Борис Апарин родился в Рождественно. А его дедушка, Степан, был первым председателем колхоза в Кольцово. Борис Андреевич вспоминает, что когда-то из Самары в деревню можно было добраться на «Ракете». «В Лбище просили поставить пристань, и что? Не поставили», — жалуется Борис Андреевич.

В гости к дедушке и бабушке на лето приезжает внук Никита. «Ура, Свобода!», — закричал мальчик, когда приехал сюда первый раз, потому что не надо было ходить в детский сад. За рулем детского велосипеда Никита важно заявляет нам, что когда вырастет, построит здесь колбасный завод. Мы ему верим, мальчик растет рачительным хозяином.

Рим, супруг дочки Апариных, Натальи, все это время готовил плов в огороде. Работает менеджером. В Кольцово ему нравится. С женой собираются строиться рядом, купили участок и уже залили фундамент будущего дома. 

Мы беседуем на лавочке у дома. «Сажаем картошку, помидоры, тыкву, разную зелень. Топим дровами, есть баллонный газ. Раньше разводили кур, коз. Внук Никита на козьем молоке и вырос. Сейчас уже годы не те, поэтому скотины не держим», — рассказывает о  своем хозяйстве Борис Андреевич. «А кроликов что ж не держите?» — спрашивает Слава Смирнов. «Так заботы сколько с ними, возраст уже не тот», — говорит Апарин. Слава пытался возразить, но Борис Андреевич не стал полемизировать о кроликах. Вместо этого показывает нам огород. 

После экскурсии по саду-огороду, хозяйка добродушно приглашает нас к столу, который стоит прямо здесь во дворе. Галина Петровна за столом продолжает рассказывать о истории деревни и случаи встреч НЛО. К слову и окрошка и чай с конфетами на свежем воздухе были очень вкусные. Слава произнес тост в честь хозяев. Разговор получился интересным. После трапезы мы отправляемся в церковь. 

Здесь в  Кольцово, до революции 1917 года был храм Николая Угодника, в котором было три престола. Этот храм был построен первым среди окрестных сел, на службу приходили из Брусян и Мордово. 

Поговорить с охранником-монахом нам не удалось, а сам храм нам показал Борис Андреевич. На службы сюда приходит Галина Петровна и внук Никита. Убранство храма не передать словам, лучше посмотреть наш фоторепортаж. Построил церковь известный в Тольятти предприниматель Александр Сергиенко. А первым священником в современной истории Кольцово стал отец Петр — первый выпускник духовной семинарии. 

«Он развернул огромную деятельность, привозил детишек в летний лагерь. Учил их походной жизни, рассказывал о природе. Есть здесь грязевое озеро Студенка. Директору школы из Чубовки понравилось очень батюшка, а через некоторое время его забрали в Чубовку по распоряжению митрополита», — вспоминает Галина Петровна. Сегодня скит и церковь подарили Тольяттинскому монастырю. Отец Силуан приезжает раз в неделю на службу.

На поляне Ивана Кольцо можно встретить НЛО

По словам супругов Апариных, несколько лет назад и летом и зимой они видели светящийся шар красного цвета над Волгой. А Борис Петрович вспоминает случай на уборочной страде в прошлом веке. Сельчане работали на комбайне и вдруг из оврага выплывает что-то похожее на лодку с иллюминаторами и сразу загорелась скирда, находящаяся рядом. Комбайн заглох и завелся только после того, как прогорела вся скирда сена. Помощник комбайнера — парень 16-ти лет от уведенного весь поседел.

***

Мы проехали уже больше тридцати деревень и более чем за два года не встретили хотя бы две похожих друг на друга. Каждая имеет свою историю и свои достопримечательности. 

В Кольцово складывается такое ощущение, что здесь действительно стоял Иван Кольцо сотоварищи, летом в XVI веке, для этого достаточно выйти на улицу и воображение само рисует казачий хутор. Рядом Ермаково, где раполагались люди Ермака. «Когда по Волге шли корабли, казаки Ивана Кольцо «брали с них налоги». Это была первая волжская вольница», — говорит Галина Апарина. 

А совсем недалеко, в Мордово, в XIX веке жили солдаты Новопреображенского полка. В этих краях по словам Галины Петровны даже находили плиту и верительную грамоту солдату-поселенцу об освобождении от налогов.  

В советские годы в Кольцово было три порядка (три улицы). Это было село долгожителей. Многие сельчане проживали до 94 лет. Какая-то мистическая, сакральная цифра. В годы коллективизации люди начали уходить. Даже слух пустили, что на месте деревеньки чере несколько лет будет пашня. 

Еще это место примечательно тем, что здесь заканчиваются Жигулевские горы, а на глубине 25 метров лежит плита, которая находится в постоянном движении, поднимаясь вверх на один сантиметр в год. «Я ощущаю это по горке, она становится круче», — говорит Галина Петровна. Кажется, она часами может говорить про Кольцово и Самарскую Луку. Говорить не торопясь, с любовью, как говорят о своей малой Родине.

PS. Фоторепортаж из Кольцово можно посмотреть здесь. Напомню адреса наших групп во  Вконтакте, Facebook,  «Одноклассниках»,  Google+,  YouTube. Присоединяйтесь! А мы отправляемся в Бахилово, до новых встреч друзья!