Конституционный Суд РФ встал на сторону автомобилиста из Самарской области
19 апреля прошлого года житель Отрадного Александр Давыдов был задержан за невыполнение законного требования сотрудника полиции. На следующий же день на задержанного был наложен административный арест на трое суток. При этом Комсомольский районный суд отказал в ходатайстве об отложении рассмотрения дела для вызова адвоката и свидетелей. Такое решение судья мотивировал тем, что согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дела в отношении лиц, подвергнутых административному задержанию, должны рассматриваться в течение 48 часов с момента задержания. Также Суд подчеркнул, что у задержанного была возможность связаться с адвокатом, так как в момент задержания он имел при себе мобильный телефон.
В своей жалобе Александр Давыдов просил признать ч. 4 ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях не соответствующей ст. 17 и 48 Конституции РФ на основании того, что она позволяет отказать привлекаемому к административной ответственности лицу в получении квалифицированной юридической помощи, а также препятствует вызову в суд свидетелей, способных подтвердить его невиновность, сообщили в федеральной палате адвокатов РФ.
Несмотря на то что КС РФ не признал неконституционность оспариваемой нормы КоАП, в своем постановлении он сформулировал правовую позицию, согласно которой «значение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь не может игнорироваться и при производстве по делам об административных правонарушениях, тем более в случаях, когда привлечение лица к административной ответственности сопряжено с такой степенью реального вторжения в права и свободы человека и гражданина, которая по своему характеру и последствиям сопоставима с мерами уголовно-правового воздействия».
КС РФ отметил, что оспариваемая ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ устанавливает специальные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение, и направлено на ускорение производства и обеспечения оперативности судебной защиты прав и свобод соответствующей категории физических лиц.
«Такое правовое регулирование – в случае возникновения в правоприменительной деятельности коллизий, вызванных рассогласованием закрепленных в нем правил с гарантиями процессуальных прав такого лица, предусмотренными иными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – не может служить единственной причиной отказа в предоставлении ему доступа к юридической помощи защитника (адвоката), поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной лишь рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения конституционных прав и свобод», – говорится в Определении КС РФ.
Согласно позиции КС РФ, разумное отступление от предусмотренных законом сроков, если оно продиктовано необходимостью обеспечения доступа лица, привлекаемого к административной ответственности, к помощи адвоката, согласуется с задачами производства по делам об административных правонарушениях и не расходится с конституционным принципом неотвратимости ответственности.