Сирота и «Левиафан»

Фильм Алексея Звягинцева «Левиафан» стал победителем премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший зарубежный фильм» и вошел в шорт-лист номинантов на Оскар. Это вторая русская картина удостоенная «Золотого глобуса». Значительное событие для отечественного кинематографа. Ведущий рубрики «Кино в городе» не смог пройти мимо и делится своим впечатлением от фильма.

Кино Звягинцева по праву можно отнести к штучной работе. Это не критика режима, как пытаются развернуть полемику о новой картине режиссера некоторые чиновники. Это не блокбастер, и уже тем более не жвачка (типа «Елок» или «Мам») к которым отечественный зритель начинает  привыкать. Картина не ставит вопрос «До коле?», а открывает глаза на действительную жизнь в нашей стране, заставляя для начала только задуматься. И оставить эту идею (задуматься) после финала картины.

В далеком северном поселке, на берегу холодного моря живет Николай (Алексей Серебряков). Сын (Сергей Походаев) и вторая жена Лиля (Елена Лядова) — вся его семья. На дом Николая и землю у моря положил глаз мэр городка (Роман Мадянов). Главный герой обращается за помощью к своему армейскому другу, а ныне процветающему адвокату Дмитрию (Владимир Вдовиченков). Юрист предлагает решить вопрос раз и навсегда собрав компромат на коррупционера-мэра. 

Уже на этапе сцены, где два армейских друга Николай и Дмитрий выпивают и вспоминают былое, появляется мысль, что перед нами неудачники. Неудачники в этом процессе, неудачники в жизни. Николай прикрываясь общими фразами типа «здесь жили мои предки» продолжает откровенно келдырить, не предпринимая ничего для выхода из ситуации. Юрист Дмитрий, как истинный решАла привез столичное решение в глубинку. Он считает, что компромат на мэра-беспредельщика остановит его. При этом оба пьют, Николай огрызается на свою жену, а Дмитрий предлагает бросить все и переезжать в столицу.

Неожиданный адульт между Лилей и Дмитрием также проходит на фоне большого возлияния. После трагедии Николай, опять таки с пузырем водки разговаривает со священником. Вопрос: «Ну и где же твой, бог?» на экране прозвучал тостом, который принято хорошо запивать. Библейская легенда о Иове под огненную воду влетает в одно ухо главного героя и вылетает из другого. Тем временем крутого адвоката местные братки учат уму-разуму методами 90-х годов. А экзистенциальные страдания мэра-душегуба, гасятся епископом православной церкви: «Вся власть от Бога».

Весь этот алкогольный треш проходит на фоне красивой северной природы и останков большого кита на побережье, который видимо должен напоминать жителям поселка и зрителям о злобном Левиафане. «Сирота и Левиафан» — так можно назвать новую работу Андрея Звягинцева. 

В картинах «Елена» и «Возвращение», Звягинцев отлично показал внутренние душевные муки и работу героев. В «Левиафане» режиссер пытается показать российскую действительность. Да, есть и такие градоначальники в России. Есть разные, погрязающие в коррупции и беспределе. Есть в нашей стране и пьющие люди. Третьим звеном режиссер вставляет православную церковь. Мир получается какой-то треугольный, несправедливый и безвыходный. И если в предыдущих фильмах Звягинцев оставлял зрителя в поисках ответа на вопрос «Что делать?», то последняя картина ничего кроме пустоты не приносит.

Справедливости ради отметим, что вытаскивают фильм только игра актеров и операторская работа. А политизированная американская и европейская кинокритика выносит «Левиафан» в зону турбулентности и искаженной реальности. Поэтому вокруг фильма сейчас такие споры и диспуты. И еще «Левиафан» в отличие от многочисленных жвачек типа «ёлок» и «мам»  несет в себе некую режиссерскую задумку, при обсуждении которой критики также неизменно скатываются в политизированную канаву, словно влекомые злобным Левиафаном (сатаной). Впрочем об этом я уже написал выше. Добавлю, что один раз фильм посмотреть можно.

Фильм: «Левиафан»

Режиссер: Андрей Звягинцев

Сценарий: Олег Негин, Андрей Звягинцев

Актеры: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Алексей Розин, Сергей Походаев, Платон Каменев, Сергей Бачурский, Валерий Гришко.

Оценка: 3/5