Умственно усталые взрослые
Цитата Григория Остера: «Умственно усталый взрослый похож на совершенно бесполезную вещь в собственном доме. Он не читает детям книг, не поёт вместе с ними песенки, не водит их в зоопарк. Только лежит и держится руками за свою трещащую и раскалывающуюся голову.» А в сегодняшней жизни с этой же усталой головой смотрит сериал, сидит за компьютером в наушниках или не выпускает из рук и глаз сенсорный телефон.
Многие (к сожалению!) дети знают взрослых именно такими — умственно усталыми. И мир взрослых они тоже видят таким же понурым и унылым. Так зачем же тогда взрослеть? Лучше как можно дольше оставаться малышом. Беспомощным или требующим. Невинным манипулятором или срывающимся на визг тираном.
Дети знают нас всю жизнь. А мы, родители, только 5 или 6, 9 или 10 лет. И наши чада лучше ориентируются, на какие душевные кнопочки следует нажимать, дабы получить желаемое.
От чего взрослые так устали? Да они же постоянно думают, что они думают!:)
И начинается этот процесс с самого утра, едва приоткрываются веки. Мысли великие и не очень толпятся на входе под черепную коробку. А другие беспардонно вламываются в уши через радио, в глаза через телевизор или планшет. И мельтешат, мельтешат, перебивают одна другую. Как тут уже с ранья не устать?
А когда ребёнок открывает глаза, кутаясь плотнее в одеяло, вместо того, чтобы бодро бежать в умывальник, моментом проглотить завтрак (или его сублемированный заменитель) и, прихватив сумку на бегу, выбежать в школу, умственно усталому родителю приходится его раскачивать и просыплять. А голова-то уже трещит от конкурирующих мыслей о работе, начальниках, зарплатах, Украине, жертвах сериала и муже, который с вечера не вынес мусор, а теперь занят просмотром новостей в инете.
И усталый родитель, приняв роль известного ефрейтора (опускаю прилагательные), подаёт команды: Вставай! Иди! Бери! Беги! Неси! Забери! Не забудь! Одним глазом заглядывая в планшет, а другим, высматривая местонахождение пульта ТV на кухонном столе. А если в семье есть ещё младшие дети, так тут можно и на них сослаться: «Разве не видишь? Я занята/занят ТВОИМ братом/сестрой». Тут дети постарше должны начать чувствовать себя виноватыми, что у усталого взрослого такая нагрузка! И просто БЕЖАТЬ выполнять всё, что родитель не успел, не свершил, не распределил своей усталой головой.
Дорогие взрослые! Вы наивно полагаете, что ваши подрастающие дети не замечают, каким «жизненно важным» моментам вы уделяете значительную часть вашего времени? Или суета и усталось окончательно выключили в ваших сердцах нежность, теплоту, ласку, радость жизни? И почему же вы в дальнейшем ожидаете, что ваши кровинки будут учить уроки вместо просмотра молодежного сериала? Или пойдут в библиотеку, а не потребуют на день рождения планшет «как у всех нормальных детей в классе»? Или будут думать о великом, о будущем, об ответственности вместо бесконечных реплик в соцсетях « ааа… ну, а ты??…ну, а он?… ну, и чё?…»
На днях мои дети услышали во дворе, как сын второклассник попросил у мамы: «Отведи меня в библиотеку. В школе сказали.» Ответ вызвал «восторг» слушателей: «Зачем тебе? У нас же есть интернет?!»…
Мне чрезвычайно повезло с родителями, которые катались с нами (троими детьми) на лыжах в лесу, разучивали песни и пели их во время семейных праздников, путешествовали на одиннадцатой модели по просторам СССР, по степям и морям, и даже катали на лодке по Федоровским озёрам и протокам, где раньше росли кувшинки и белые лотосы!
И повезло с задорными подругами и друзьями, неутомимыми и ищущими! Повезло с Учителями (и мастерами), дарившими постижения мудрости бытия.
И эти воспоминания и чувства всегда со мной, они часть моего мира, моя ценность, моё богатство души. Поэтому и мои дети ещё сидя на горшочке, держали в руках книжки про бычка, который всё качается, да про рёву, что всё ревёт. А теперь рюкзаками таскают «по программе» и без программы библиотечные тома. И на санках, и на роликах, и с лыжами, и без лыж, без телевизора (антенну мы отрезали лет 6 назад)и с интернетом только в доступе «для доклада в школе» мы родители идем с дочками в ногу, хотя они, шутя, и называют нас «отставшими от жизни». Мои дети не знают, что БЫВАЕТ В СЕМЬЕ ИНАЧЕ.
Поэтому я пишу, тружусь и делюсь с детьми и взрослыми тем богатством, что есть у меня и моих не уставших единомышленников.
Пусть приумножается число любящих, деятельных, внимательных, задорных и счастливых взрослых, тогда и искренних счастливых детей станет в разы больше!