Платить или нет за капремонт. Комментарий юриста

Закон дал собственникам жилья в многоквартирных домах два варианта копить на капремонт: непосредственно (на спец. счет) или через посредника (региональный оператор), который должен: собирать взносы; планировать, что и где починить; организовывать капремонт.

Чтобы выбрать первый способ, собственники должны были провести общее собрание и определить, в каком месте будет открыт счет и сколько туда платить (не менее установленного минимума). Второй способ выбирается по умолчанию, если собственники вообще не примут никакого решения. Именно в этой части и имеют место нарушения. Предложения о ремонте не всегда доводились до сведения собственников. Но нарушение этой процедуры никак не влияет на обязанность платить взносы на капремонт.

В целом схема разработана довольно умно. Она учитывает обычное безучастие граждан в жизни собственной многоэтажки и своего двора; имеет механизмы подстраховки и защиты от нецелевых трат. И все же в системе есть два момента, которые сильно смущают меня, как адвоката. Настолько сильно, что я часто думаю о ее незаконности.

Во-первых, взносы в фонд капремонта от одного собственника могут быть потрачены на ремонт других домов, к которым собственник не имеет никакого отношения. Это прямо указано в ч. 4 ст. 179 ЖК РФ. Иными словами, владелец квартиры несет бремя содержания не своего, а чужого имущества, хотя им даже не пользуется. А это противоречит ст. 210 ГК РФ. Фактически и юридически получается какая-то обязательная касса беспроцентных взаимных займов. При этом система не предусматривает никаких гарантий, что собственник, чье имущество отремонтировано на твои деньги, вернет их в фонд.

Во-вторых, капремонт по смыслу ч. 1 ст. 166 ЖК РФ включает в себя немалый список работ. Очевидно, что большинство из домов, включенных в программу, уже давно требовало тех работ, которые запланированы только сейчас. Даже до приватизации в них квартир.

И здесь есть любопытный момент. После приватизации за бывшим наймодателем сохраняется обязанность проводить капремонт (ст. 16 закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

То есть именно бывший собственник приватизированного жилья – муниципалитет или власть региона – должен нести расходы по взносам на такой капремонт. Именно с них фонду капремонта и следует требовать взносов, а не с граждан. В итоге мы видим, как бывшие собственники приватизированного жилья свою обязанность по капремонту намереваются выполнить за чужой счет.

Если вы стали обладателем приватизированного жилья и смелы в своих начинаниях, можете перестать платить или продолжать не платить в фонд капремонта. Взыщут с вас — выставьте счет бывшему собственнику (муниципалитету или региону – смотря кто у вас был).

Что-то мне подсказывает, что фонд капремонта вряд ли будет взыскивать деньги с таких неплательщиков. Ведь в итоге платить придется учредителю фонда — региону, потому что у муниципалитетов денег не хватит.