Дыхание оперившихся. Просьба о свободе

Рецензия на музыкально-пластическую постановку «Молодость в кубе» студии творческого развития «Дыхание» г. Тольятти, которая была представлена тольяттинской публике 20 сентября 2018 года на сцене Дома музыки.

Молодым сейчас сложно. «Ну, это как всегда», — скажете мне Вы. — Да, как всегда, плюс ещё сложнее! — отвечу Вам я. Помимо внутренних противоречий взросления, неуверенности в себе и различных фобий, классически сопровождающих подростков и молодёжь на протяжении столетий, помимо борьбы молодых людей со старшим поколением за своё «я» и право своего голоса, которое тоже относительно не ново, и, даже можно сказать, старо как мир, третьим пунктом к сложной жизни конкретно нового подрастающего поколения добавляется ещё так называемый открытый глобальный мир со своими установками, стандартами и героями, впервые как задача и проблема упавший на голову нашему российскому обществу.

Новое поколение наших российских подростков, нынешних 12-17-летних, поколение Инстаграма, как можно его обозначить, воспитывается и взращивается в условиях международного глобального мира, глобальной Сети, благодаря которой жизнь каждого человека теперь открыта, как на ладони, и благодаря чему человеческое «я», как светит, так и раздувается всё ярче, и появляется скрытая и открытая конкуренция молодых людей друг с другом на глобальном уровне. Железного заслона и занавеса больше нет, Интернет объединяет города и страны, но также является и причиной стресса — будни каждого мало-мальски преуспевающего человека теперь выложены в Интернет, в Инстаграм — и, пожалуйста, вот тебе новая причина для тревоги, та самая третья сложность в жизни подрастающего поколения — участие в глобальном мире как культурное достижение, прорыв, и одновременно как причина для беспокойства, тревоги и фрустрации, где борьба со временем, над временем и за успех становится основой повестки дня — аля, а «что ты сделал для хип-хопа в свои годы?»

Постановка тольяттинской студии творческого развития «Дыхание» под названием «Молодость в кубе» действительно очень объёмная, кубическая, можно сказать, — и структурно, и философски, и по количеству участников: 3 композиционные части и 3 уровня диалога — с собой, со старшими и с глобальным миром — планетарный масштаб творческих поисков обозначен и в девизе студийного движения «Оперение», к которому принадлежит тольяттинская студия: «Не покидай свою планету!» Именно планетарный характер художественных поисков здесь налицо.

С учётом глобальных вызовов и реалий современные молодые люди должны вмещать в себя больше, чем прежние поколения — они в своём музыкально-пластическом спектакле и вмещают: танцевальный стиль contemporary соседствует у них с классической балетной хореографией, текст высокого штиля рядом с текстом откровенно низовой культуры, цитаты из великих текстов с фрагментами собственного сочинения и т.д. и т.п.

Контроль движения ведёт за собой контроль чувств и художественных проявлений, актёры натянуты, как струна, устремлены ввысь, но плотно стоят на нашей грешной земле. Оды и отчаяния, вопросы и тезисы по поводу молодости этих ребят-актёров, кстати, написанные ими самими, затрагивают все болевые точки сегодняшнего российского общества и сидящих в зрительном зале людей — к середине спектакля полная самоотдача артистов порождает полный контакт с залом. Если первая часть постановки посвящена жизни людей,  вторая-жизни эмоций, то третья оказывется взрывом и фейерверком того и другого: эмоции оживают в героях, герои оживают в эмоциях, и тогда уже старому миру не сдобровать — кульминацией постановки является разбивание пресловутого металлического куба ограничений и ожиданий, где жили задавленные мысли и чувства, и очищенный, обновлённый человек с уже обновлённой, чистой душой и кровью выходит наружу под трек начинающей, но уже достаточно известной молодой певицы Даны Соколовой «Ты отпусти меня, чтобы я дальше звонко пела, ты отпусти меня, ведь я к тебе не прикипела…»

Конкретно того, к кому надо было бы прикипеть, в постановке не было — это, скорее, метафора старого мира, который старался, но так не стал основой жизни для новых молодых граждан новой России, и они устремляются вперёд и просят никого не сдерживать их, и им доверяешь, веришь и отпускаешь, потому что у них, видимо, какая-то своя основа и философия жизни, которую знают и чувствуют только они, какая-то своя правда, тайна, страсть, которую нам только ещё предстоит разгадать и которая всех их объединяет.

Надо сказать, что студийное движение «Оперение», которое основано Константином Хабенским в 2010 году, сейчас насчитывает уже 11 студий в 11 городах нашей страны со своими внутристудийными фестивалями и конкурсами — Тольятти присоединилось к движению 3 года назад, и «Молодость в кубе» — второй отчётный спектакль нашей местной студии. «У нас нет задачи штамповать спектакли очень часто, — поясняет куратор тольяттинской студии «Дыхание» Юлия Круглова. — Спектакли наших студийцев появляются органически, снизу, настоящим демократическим способом — когда ребята понимают, что они поднакопили и им есть, что выдать, только тогда создаётся спектакль. Мы развиваем в наших детях, в наших студийцах, прежде всего, душу, развиваем их как личности, у нас нет задачи побыстрее спрессовать спектакли и активно катать их по стране в ожидании грозди наград — мы вообще учим наших детей не жить наградами, а жить каким-то своим тихим, внутренним течением, и только движение этого течения считать важным, значимым в жизни».

Ну что ж, возможно, потому и пронзает это спектакль, потому что выполнен предельно, потому что с высокой самоотдачей, потому что идёт из глубины себя и о себе. А глубины человеческого «я» — это то немногое, что на данный момент времени затрагивает абсолютно всех людей в современном, глобальном мире, и спектакль нашей местной студии сверкает отнюдь не местечковыми смыслами.

«Мы даже не знали, что у нас такие прекрасные дети», — разносилось эхом по коридорам филармонии после спектакля данных студийцев. «Наши дети лучше нас, — как говорил кто-то из великих. «Все дети достойны своих родителей», — отвечал ему кто-то другой.