Бездомная матрёшка

Игрушка существует с давних времён. Она известна почти всем эпохам и культурам. Игрушка – это то, с чем ассоциируется детство. 

К выбору игрушки нужно подходить серьёзно. Однако, сейчас, в связи с изменением вкусов и потребностей, очень трудно определиться. Успешнее продаются те игрушки, с которыми были бы не прочь поиграться и сами взрослые. Зачастую, эти игрушки имеют хороший товарный вид, но ребёнку трудно играть с такой декоративной штукой. Большинство подобных игрушек могут подойти для детей разве что только по своему размеру. Но это никуда не годится. 

Настоящая игрушка должна развивать ребёнка, активировать его воображение, показать ему что-то новое. Также важно, что бы вы и ваш ребёнок могли играть вместе: ведь весь функционал, пусть даже очень технологичной и грамотно выполненной игрушки, не сможет заменить общения с родителями. Ещё стоит отметить, что развивающая игрушка не сразу бросается в глаза. По своей «конструкции», она обычно проста: к примеру, классические кубики и пирамидки.

Чем ещё руководствоваться, при выборе игрушки? Классифицируем игрушки по возрастам детей, которым она будет полезна.

Для детей до пяти месяцев, первая рекомендуемая игрушка – погремушка. Она успокаивает и развлекает ребёнка. Развивает органы чувств: от зрения, благодаря яркой окраске, и слуха, из-за шуршащего наполнителя, до тактильных ощущений, при своей относительно сложной форме. У погремушки древняя история: до того, как стать пластмассовой, той, что сейчас можно купить в современном магазине, её изготавливали из дерева, кости или бересты. Выглядели они также иначе, имели различную форму, в том числе, в виде мешочков. Но сам принцип всегда оставался один и тот же. 

Для ребёнка в возрасте от пяти месяцев до года, так же важно развитее всех пяти органов чувств. Сначала проявляется хватательный рефлекс. Тут же, будет целесообразно предложить ребёнку игрушку, которую он сможет схватить, ощупать. Для этого подойдут кубики, мячики, резиновые грибочки. После того, как у малыша прорежутся первые зубки, он будет грызть игрушки — учтём и это. Ближе к завершению первого года жизни, окажется недостаточным просто хватать или кидать игрушку; интерес вызовут уже те, что можно разобрать на части. Здесь придёт на помощь русская классика – матрёшка, разборная кукла. Деревянная структура даст возможность развивать тактильные ощущения. 

Также для этого возрастного периода важно формирование понятия о формах и размерах. Уже обязательно следует добавить к кубикам игрушки других форм. Опять же, ребёнок сможет развивать координацию движений, бросая их. Кроме того, их можно собирать и разбирать. Помните, что разбирая или ломая конструкции, ребёнок не «разрушает», а познаёт, развивается.

В один год, начнётся развитие наглядно-образного мышления. Да и одного только развития сенсоров будет недостаточно. Ящички с отверстиями различной формы для конструкторов и помещения туда других предметов будут очень кстати и для развития мелкой моторики. Также хорошо подойдут шнуровки и игры со шнуровками (в том числе, и сюжетные). Пирамидки, доски, кубики с дырочками – тоже отличные «инструменты».

Для развития слуха у малышей предусмотрены барабаны, колокольчики. Дети любят шуметь, но для них то очень важно – они изучают звуки разной высоты и громкости. Однако, музыкальные игрушки не очень хороши и не могут заменить настоящую музыку, по причине своего не самого лучшего качества и однообразия представленных мелодий.

В три года уже можно играть «по правилам». Лото и домино – простые, но годные, в этом смысле, игры. Дети смогут научиться соблюдать правила очерёдности, следить за тем, как ходит несколько игроков, развивая внимание.

Стоит вспомнить, что ребёнку нужна релаксация: игры с песком, водой и, конечно же, мягкие игрушки. К тому же, опять развиваем восприятие – ведь теперь ощущений становится ещё больше, они усложняются.

Чтобы поиграть, например, с песком, малышу пригодятся лопатки, формочки, ведёрко. Для игр в воде – различные фигурки с разными свойствами и приспособлениями, вроде липучек.

К трём-пяти годам, всё более актуальным становится конструктор. Для начала, лучше подойдёт нескрепляющийся конструктор – обычные кубики. Они особенно хороши для развития моторики, тренировки способности удерживать равновесие. Жёсткий же конструктор, не будет мотивировать к точной установке деталей. 

Ещё в этом возрасте понадобится множество фигурок для сюжетно-ролевых игр. Их должно хватать для того, чтобы разыграть большое количество всевозможных сюжетов. Они должны быть просты по конструкции и, главное, универсальны для разных сценариев. Те же рекомендации к выбору кукол. Дополнительные предметы (машинки, мебель, домики и прочие имитации) конечно нужны.

Игрушка для ролевых игр должна быть «эмоциональной», то есть, быть рассчитанной на различные сценарии.

5-10 лет – время для творчества. Реалистичные имитирующие настоящие предметы игрушки не подойдут для этого периода. Лучше заняться подлинным созиданием – строительством. Пластилин, краски, и всё те же конструкторы и пазлы – лишь немногое, что может пригодится для маленького создателя. 

В этом возрасте также хороша матрёшка. Можно рассказать детям об истории куклы, дети хорошо идут на работу с деревянными полуфабрикатами, разрисовывая их на занятиях.

***

Немногие знают, что в Тольятти есть уникальный музей матрёшки, экспонаты которого, долгие годы собирает Галина Георгиевна Евмещенко. В коллекции насчитывается свыше четырех тысяч разных по исполнению, цвету и даже национальности игрушки.

По свое инициативе Галина Георгиевна проводит занимательные занятия в городских школах. Многие ребята с Барби, Кеном и губкой Бобом в головах, даже и не подозревают, что есть русская игрушка которая несет в себе добро и ласку, творчество и сказку одновременно. Ролевые игры с матрёшкой позволяют хорошо усвоить родной фольклор и историю. А на уроках рисования ребенок может сделать игрушку для себя. И все это не стоит огромных денег, который родители выкладывают в магазинах игрушек за китайские изделия.

Впрочем, важность матрёшки в детской игре сегодня не оспаривается даже специалистами от педагогики. Уникальный музей матрёшки в тольятти не может найти крышу над головой. Странно? Более чем. Галина Евмещенко обращалась и к депутатам, и в мэрию, и в многочисленные благотворительные фонды, однако уже несколько лет музей ютится в чужих помещениях

Пассионарность Галины Георгиевны вызывает доброе удивление, однако хозяйка музея видя стену непонимания чиновников в течении нескольких лет готова сложить руки в поисках дома для своей коллекции. Правда экскурсии школьников и детские глаза, которые с неподдельным доверием осматривают экспозицию, задают вопросы, заставляют хозяйку музея матрёшки продолжать свое подвижничество.

А ведь выбирая игрушку, мы понимаем, что ребёнок скоро подрастёт, игрушка помогает нашим детям в развитии. Чему могут научить детей худосочная Барби, неестесвенный Кен или губка по имени Боб?