«Китайцы» не успели?
Обзавестись местным заводом или по крайней мере договориться с минэкономразвития о его создании и таможенных льготах по постановлению № 166 о промсборке успели в общем все, кто хотел. Toyota и Nissan уже имеют инвестсоглашения. Suzuki и Mitsubishi подписали протокол о намерениях, с которым переговоры можно продолжать и после крайнего срока. С европейскими компаниями та же картина. Большинство договорилось о строительстве.
За бортом остался «ТагАЗ». Может, сказалось опальное положение его создателя Михаила Парамонова, бывшего главы крупнейшей ФПГ Ростовской области, а ныне почти эмигранта. А может, проще: Минэкономразвития посчитало, что, раз деньги в производство уже вложены и обратно компания их все равно не заберет, обойдется без льгот. Главными же проигравшими называют китайцев: соглашения по 166-му постановлению не заключили ни с одним. Россия следует европейской политике сдерживания китайской экспансии, отмечают ряд экспертов. Штука в том, что «главные» китайцы никаких документов и не подавали. Заявки внесли гжельский завод «Электроизолятор», малыми партиями ради малой же экономии собирающий с полдюжины различных китайских марок; Новосибирский автозавод, договорившийся было о сборке с Chery, но потом заброшенный ею ради других партнеров, и им подобные. Основные точки, где китайцы могут начать сборку, находятся на территории особых экономических зон в Калининградской области (завод «Автотор») и в Елабуге. Обе зоны живут по своим законам, льготы здесь можно получить и без упомянутого постановления, пишут «Ведомости».
Правительство России не раз меняло правила игры для автоинвесторов. И еще не было такого, чтобы не оставались достаточно широкие лазейки для тех, кто прямым путем идти не может, однако уж очень хочет получить таможенные преференции. Ничего не изменилось и сейчас. Оно, может, и к лучшему. Производство всех российских заводов иномарок, судя по прогнозу PwC, в ближайшие годы не угонится за растущим спросом. Пара заводиков, открытых не по общим правилам, не помешает.