«Рособоронэкспорт» продолжает тасовать колоду

Новый собственник АвтоВАЗа продолжает чистку рядов. Вслед за сменой топ-менеджеров на самом заводе, началось кадровое движение и на подконтрольных автогиганту предприятиях. Не исключено, что совсем скоро в Тольятти пройдет еще одна волна кадровых перестановок.

Вслед за снятием с должности первого вице-президента АвтоВАЗа Александра Пронина начали терять свои места и его ставленники в руководстве завода. Пронин до своего прихода на Волжский автозавод являлся одним из соучредителей автодилерской компании «Элекс-полюс», контрольный пакет которой принадлежит АвтоВАЗу (ему принадлежало порядка 30% акций фирмы). По распространенной версии, именно Александр Пронин являлся инициатором прихода представителей ФГУП «Рособоронэкспорт» к руководству АвтоВАЗа. Этим, скорее всего, объясняется активная в последние два года экспансия «Элекс-полюса» в бизнес, связанный с АвтоВАЗом. Уже в 2006 году в период наиболее высокого спроса на автомобили «Lada» этот автодилер получил беспрецедентно большую квоту на отгрузку автомашин с завода: в месяц «Элекс-полюс» получал около 5 тысяч автомобилей. Затем весной 2007 года представители «Элекс-полюса» взяли под контроль транспортного оператора завода — ОАО «АвтоВАЗтранс», вытеснив с руководящих должностей этой компании представителей ГК «СОК».

В сентябре этого года выходцы из автодилерской компании пришли к управлению еще одной дочерней компанией АвтоВАЗа – строительной фирмой «Лада-дом», которая контролирует около 40% всего строительного рынка Тольятти.

Однако в конце сентября Александр Пронин был освобожден от должности первого вице-президента, получив новое назначение на должность главы создающегося автодилерского холдинга завода, в который вошли все дочерние сбытовые структуры АвтоВАЗа.

Одновременно свои посты в руководстве предприятия начали терять и представители «Элекс-полюса». Ранее сообщалось о снятии директора по стратегии и корпоративному управлению АвтоВАЗа Эдуарда Зернина. Последний являлся креатурой Александра Пронина и курировал, в том числе, и дочерние структуры АвтоВАЗа. За ним была смещена директор «Лада-дом» Людмила Титова (бывший финансовый директор «Элекс-полюса»). На ее должность пришел московский предприниматель Владимир Шехтман, по некоторым данным, близкий к вице-президенту по стратегии ОАО «АвтоВАЗ» Эдуарду Вайно.

Вскоре может уйти со своей должности и заместитель директора «АвтоВАЗтранса» Сергей Дубров, в прошлом также менеджер «Элекс-полюса». Сейчас он все еще работает, но, как сообщили «Советнику» в «АвтоВАЗтрансе», «появляется очень редко». Связаться с Дубровым, как, впрочем, и с его бывшим шефом Александром Прониным не удалось. Отказались комментировать ситуацию и в компании «Лада-дом».

Между тем, эксперты не могут прийти к единому мнению относительно того, как можно расценивать переход на новую должность Александра Пронина. Как считает директор консалтинговой компании «Интелком» Александр Шадрин, новый пост Александра Пронина не менее влиятелен, чем прежний. «Уже сейчас в дочерних структурах АвтоВАЗа сосредоточено около 30% сбыта вазовской продукции, – говорит Шадрин. – А со временем этот холдинг может подмять под себя и все 50% вазовского сбыта».  Достигнуть этого, как предполагает Шадрин, вазовское руководство может, скупив активы независимых дилеров АвтоВАЗа. Впоследствии, даже если АвтоВАЗ будет продан, как это планируется в настоящий момент, этот весьма привлекательный актив останется в руках Пронина.

Однако другие эксперты не разделяют этого мнения. Один из менеджеров АвтоВАЗа в беседе с корреспондентом «Советника» отметил, что сейчас «дочерние» структуры автозавода представляют лишь «потенциальную ценность». «Товарные остатки по «Ладам» сейчас по разным оценкам достигают от 80 до 100 тысяч машин, — говорит менеджер. – И большая часть этой продукции стоит как раз на товарных площадках «дочерних» дилеров АвтоВАЗа». По мнению менеджера, смена должности Пронина фактически означает его отставку. Это же косвенно подтверждает и замена его людей в «дочерних» компаниях АвтоВАЗа.

Структура собственников
— ОАО «АвтоВАЗтранс»
Собственник: ОАО «АвтоВАЗ» (100%)
— ЗАО «Лада-Дом»
Собственники: ЗАО «Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации» (50%) и ОАО «АвтоВАЗ» (50%)