Разлука, приносящая радость

Вознесение Господне празднуется в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа — день, в который Господь вознесся на небо.

Православная Церковь вспоминает на Вознесение евангельские события, связанные с последним моментом пребывания Христа на земле. Последнее явление воскресшего Христа Спасителя, заключившееся вознесеньем Его на небо, подробнее всего описывается евангелистом Лукой. Вкратце говорит об этом также евангелист Марк. Явление это было в Иерусалиме, куда апостолы вновь пришли из Галилеи, по прошествии сорока дней. В течение этого срока Христос неоднократно являлся им, уча их о Царствии Божием. Господь повелел апостолам оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, обещая им послать на них обетование Отца Своего, под чем надо понимать ниспослание Духа Святого для помощи делу их всемирной проповеди. Дух Святой должен был дать им необходимую силу для совершения этого великого дела — проповеди Евангелия всему миру. Затем Господь вывел учеников Своих из Иерусалима до Вифании, лежавшей на восточном склоне горы Елеонской, где благословил их.
«И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо». «Какой чудный образ действия, — говорит об этом Московский митрополит Филарет. — Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять и между тем возносится на Небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братья, что и ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для любящих Его».
Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и «возвратились в Иерусалим с радостью великою». Радость эта происходила от того, что они теперь своими очами узрели славу своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Святого Духа. Они как будто переродились теперь, в результате, несомненно, 40-дневного пребывания с ними Воскресшего Господа, Который учил их тайнам Царствия Божия. В этом молитвенном состоянии высокого духовного подъема они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» за все, что им пришлось пережить, видеть и слышать, и за предстоящую им высокую миссию проповеди евангельского учения.
В Вознесении Господа апостолам дано было понять, что Христос после этого уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. И это потому, что с Вознесения Он и по человечеству Своему получил славу, которую всегда имел по Божеству, и место, равное Богу Отцу по достоинству и силе, что образно и называется «воссел одесную Отца».
Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим нашими телесными очами, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, «никакоже отлучаяся, пребывает неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Вознесение Иисуса Христа на небо открывает для всех верующих путь к небу, к вечной жизни подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо как первенец из мертвых, представив в Своем Лице начаток возрожденной Им человеческой природы. Он взошел со славой к Отцу Небесному, Крестом Своим разрушив древнее осуждение человечества и преграду вражды между человеком и Богом.
Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об этом говорят свидетельства письменных памятников. Так, уже апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, по преданию, также приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскином и преподобным Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат святому  Роману Сладкопевцу.
Праздник Вознесения относится к числу подвижных Господних праздников и продолжается десять дней: один день предпразднества, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней после празднества. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой недели после Пасхи.