Пискалы: село трех источников

В Тольятти готовился автоспортивный уикенд когда мы после недолгих приготовлений отправились в Пискалы. Пока это самое дальнее село в наших мини-экспедициях по сельским поселениям Самарской области, от Тольятти до деревни навигатор показал 44 километра.

Как выяснилось позже, с автогонками на городской трассе по ул. Спортивной не сложилось: организаторы не смогли обеспечить требования безопасности, поэтому в воскресенье гоняли только «Кубок LADA Granta». Никакого сожалению по этому поводу у нас не было — мы были заняты поездкой в Пискалы. 

Дорога к источнику

Навигатор уже второй раз ведет наш маршрут через дорогу на Поволжский, правда на этот раз мы не проехав до конца мост, нырнули под него и ведомые голосом навигатора ехали по пустой трассе в сторону нашей цели. За окном осень разыгрывала пессимизм, угнетая путников мелким дождиком и сильным ветром. Это не мешало многочисленным грибникам искать удачи в осеннем лесу, уже покрытом багрянцем осени. На подъезде к повороту на Пискалы, у деревянного указателя на святой источник ветер прекратился, оставив нас в компании с «ситничком» (мелкий дождик).

Странно, только указателя на Пискалы с трассы нет, стоит лишь деревянный стенд, стилизованный под стрелку. На стенде написано: «Источник Казанской Божией Матери. Пискалы». На деревянной конструкции сверху и справа от надписи укреплены православные кресты. Чуть поодаль стоит металлический указатель, покосившийся от времени. По стрелке мы и повернули.

Показалась деревня — мы не ошиблись — это Пискалы. По указателям едем на святой источник. Дороги и дома в селе нас не удивили, дома как дома, дороги как дороги, первое открытие нас ждало на окраине Пискалов. По указателям доезжаем до святого источника. Рядом с импровизированной калиткой на родник строится большая часовня. На тропинке к источнику и у самого родника безлюдно — хороший хозяин в такую погоду и собаку на улицу не выпустит.

Между тем на самом источнике мы встречаем пожилого мужчину. Знакомимся. Виктор Николаевич Маркедонов живет с семьей в Пискалах с 1979 года. Тридцать лет он крутил баранку многотонного КРАЗа. Жизнь покидала его по всей стране, Виктор Николаевич успел поработать на БАМе, на строительстве тольяттинского автозавода, на нефтяных промыслах в Сибири. 

Святой источник находится в низине, где из земли бьют несколько родников. Один назван в честь Казанской Божией Матери, другой — памяти Дмитрия Солунского, третий освящен в памяти Иисуса Христа. Все пространство в низине и сами родники выложены камнем. Над источниками мраморные изображения святых.

Вокруг родников на каменных постаментах установлены фигурки ангелов. Чуть поодаль, на площадке установлена раздевалка, где желающие могут облиться водой из родника, для это цели у родников есть с десяток ведер. Деревянные пеньки, врытые в землю, облегчают спуск по тропинке к источнику. Даже беглый взгляд убеждает путника, что работала здесь искусная бригада строителей. Тем удивительнее слышать от Виктора Николаевича, что все сделано его руками без чьей-либо помощи. По традиции опрокидываю на себя четыре ведра воды из источника. Родниковая вода бодрит и пробуждает к жизни. 

Открытый миру

На пути к дому Виктора Николаевича поймал себя на мысли, что этот человек с первых слов внушает доверие. Еще на источнике он рассказывал о том, что каждое лето уезжает по монастырям (этим летом объехал 14-ть). Причем с ним в поездках бывают весьма известные в Тольятти лица. По этическим соображениям фамилии называть не буду.

Уже во дворе дома Маркедоновых, не огороженном высоким забором видно, что здесь живет мастер на все руки. Между двумя домами (один дом оформлен как часовенька, в другом проживает с семьей). Во дворе бассейн двухметровой глубины, замысловатая летняя кухня-беседка, крышу которой украшает разноцветный петушок. Все сделано надежно и с любовью, как и подобает настоящему мастеру.

Идем в дом, где нас встречает хозяйка Вера Николаевна. Фотографироваться она не любит, мы не настаиваем. Вся просторная кухня обставлена иконами, словно иконостас. Хозяйка накрывает на стол, Виктор Николаевич рассказывает о себе. Родился Маркедонов в городе Задонске, Липецкой области. «Город, в котором умер Лев Николаевич Толстой», — говорит Виктор Николаевич для информации. Тридцать лет отработал шофером на КРАЗе, сейчас на пенсии, только без дела не сидит, на источник ходит каждый день, то оградку поправит, то статуэтку восстановит, оказывается на селе вандалов тоже хватает. Осенней порой надо родники от листьев почистить, да и плитку подмести. Особых помощников у него нет, алкоголь не отстает от сельских мужиков, поэтому все заботы несет в совместном труде с женой.

Кроме того, что Маркедонов обустроил источник, в этом году смог залить фундамент и поднять цоколь будущей часовни. Говорит, что построил бы часовню за год, да только нет разрешения на землю.  Глядя на его дом и постройки во дворе, даже не сомневаешься, что построит. И будет это надежная и красивая часовня, как и все, что делает Виктор Николаевич. Даже достойная настойка из чаги, которую пригубил мой спутник с хозяином, сделана по рецепту Маркедонова. 

Музей во дворе

После трапезы идем в молельный дом, расположенный рядом. В свое время Виктор Николаевич купил два дома и в одном сделал церквушку. На стенах в сенях висят старинные приспособления и инструменты сельского быта. Серпы, цепи, «рубель» для глажки белья, есть даже металлический наконечник, возможно от копья (это мое преположение). Настоятель этой импровизированной церкви рассказывает, что эти старые вещи приносят жители, а иногда расплачиваются таким способом за работу.

В комнате, где ведутся службы, также очень много икон, среди них есть древние, намоленные, Виктор Николаевич показывает деревянную иконку, которая недавно мироточила. Действительно, даже сейчас на ней есть следы миро. Есть иконы, которые просветлели здесь, в Пискалах. Хозяин знает историю каждой иконы: как называется, как появилась в пискалевском молельном доме. Уезжаем под впечатлением открытости, доброты и душевной силы этого человека: в Пискалах его знает каждый. Все-таки прав был Солженицын: «не стоит село без праведника».

Страусы, такие страусы

На выезде из деревни Слава Смирнов предлагает завернуть на страусиную ферму. Идет дождь, а эти важные птицы даже и клювом не ведут, парочка гуляет себе, выискивая что то в мокрой траве. При виде нас, птицы не спеша подходят, осматривают чужаков. Сама ферма — привлекательный туристический объект (не при такой погоде конечно же). Здесь посетитель кроме самих страусов увидит искусственное гнездо этой птицы, образцы перьев, яиц. В вольерах также содержаться вьетнамские хрюшки, а с недавних пор появился еще и ослик Саша. Мясо страуса и яйцо этой птицы стоят на ферме 1200 руб/кг. Купить можно по предварительной заявке, здесь же.

Пискалы оставляют впечатление большого зажиточного села, со своими слухами и легендами, заботами и проблемами. Кстати название села произошло от названия реки Пискалка, а по словам Виктора Маркедонова топонимика этого слова означает «песок и рыба». Ни того ни другого не видел, а с праведником да, общался, будете в Пискалах, передавайте привет Виктору Николаевичу!