LADA Samara уехала в историю

24 декабря с конвейера АВТОВАЗа сошел последний автомобиль семейства LADA Samara (5-дверный хэтчбек). Всего с 1984 года на АВТОВАЗе и фирмах-партнерах было изготовлено более 5,2 миллиона автомобилей этого семейства — при этом около 70% выпуска пришлось на машины первого поколения.

Сегодня LADA Samara остается самым доступным отечественным авто — от 274 тысяч рублей (цена на 5-дверный хэтчбек со скидкой до 31.12.13). Преемником LADA Samara в модельной гамме АВТОВАЗа должен стать хэтчбек LADA Granta, который в 2014 году планируется освоить на автозаводе в Ижевске, сообщает пресс-центр автозавода.

LADA Samara стала первым серийным переднеприводным автомобилем АВТОВАЗа. Мировая тенденция перехода на передний привод наметилась к концу 70-х годов. Внедрение переднеприводной компоновки позволяет увеличить полезное пространство автомобиля, снизить массу, повысить экономичность. Преимуществом переднеприводных автомобилей стали также лучшая управляемость и устойчивость. Для АВТОВАЗа внедрение переднеприводных моделей означало и возможность технологического перевооружения. 

Первый эскиз компоновки переднеприводной «Лады» был представлен весной 1977 года. Первый опытный образец автомобиля был изготовлен в декабре 1978 года. В 1979 году руководство страны приняло решение о постановке автомобиля на производство — но возникла необходимость привлечения зарубежного партнёра для ускорения доводки автомобиля и освоения его выпуска. 

В 1980 были подписаны контракты с фирмами Porsche (консультант по конструкции) и UTS (консультант по технологии, дочерняя фирма FIAT). «Проект «Самара» был уже частично в разработке инженеров АВТОВАЗ, когда мы к нему подключились. Речь шла о том, чтобы поднять этот автомобиль до высочайшего западного уровня», — вспоминал представитель фирмы «Порше» В.Гориссон. Сотрудничество с этой немецкой инжиниринговой фирмой продолжается и сегодня. 

Для LADA Samara было приобретено более 20 лицензий у различных зарубежных фирм, в том числе — на реечное рулевое управление, сцепление, передние дисковые тормоза, подвеску типа МакФерсон, замки дверей, шины и др. К 1984 году был создан переднеприводный автомобиль, который не только отлично подходил для работы в российских условиях, но и полностью соответствовал международным требованиям, предъявляемым к автомобилям такого класса. Благодаря хорошим ходовым качествам LADA Samara на многие годы стала любимицей автомобилистов и популярной машиной для спортивных соревнований. 

В 1991 году было принято решение об обновлении семейства «Самара». Машины получили новую переднюю часть кузова, новые бамперы, светотехнику, обтекатели порогов, обновленную панель приборов и обивки дверей. Повысился комфорт благодаря таким нововведениям как поперечина панели приборов (снижает вероятность возникновения нефункциональных шумов), отопитель новой конструкции и регулируемая по углу наклона рулевая колонка. 

В 1997 году начался выпуск второго поколения LADA Samara. Сначала в серию пошел седан, затем его дополнили 3- и 5-дверные хэтчбеки. Седан был снят с производства в декабре 2012 года, 3-дверный хэтчбек — летом 2013 года, в декабре 2013 года АВТОВАЗ окончил выпуск 5-дверного хэтчбека LADA Samara.