Дмитрий Михайленко: «АВТОВАЗ — безусловно, социально ответственная компания»

АВТОВАЗ поднял зарплату своим сотрудникам и увеличил объем финансирования социальных льгот и гарантий. Завод в очередной раз подтвердил свои лидерские позиции не только в сфере производства и продаж автомобилей, но также и в области социальной политики.

— Недавно сотрудникам АВТОВАЗа снова повысили зарплату. Уже в третий раз после кризиса. Это новая политика руководства завода или хорошая работа профсоюза?

— Прежде всего, это — хорошая работа коллектива и результат конструктивного диалога руководства и профсоюзной организации. Мы вместе определились, что главный приоритет социальной политики предприятия — это прежде всего рост уровня заработной платы. Мы ежедневно общаемся с разными производствами, с профсоюзом, работает согласительная комиссия, и вместе ищем решения. Результат работы последних двух лет позволил нам дополнительно повысить уровень оплаты труда. В 2010 году, как только у АВТОВАЗа появился первый положительный после кризиса финансовый результат, тарифные ставки и оклады работникам были увеличены на 10%, в 2011 году — на 7,5%. Также мы производили единовременные выплаты по итогам работы за эти годы. Аналогичное увеличение зарплаты и выплаты были произведены и в 100%-ных дочерних обществах, которые стали самостоятельными бизнес-единицами в рамках реструктуризации компании.

В июне этого года профсоюз АВТОВАЗа также предложил рассмотреть вопрос о возможности индексации зарплаты. Но ситуация на рынке и наше финансовое состояние в тот момент не позволяли принять такое решение, мы перенесли обсуждение этого вопроса на осень. И на прошедшем в конце сентября заседании согласительной комиссии решение о повышении тарифных ставок и окладов было принято. Совет директоров АВТОВАЗа нас поддержал.

Таким образом, с 1 октября этого года тарифные ставки и оклады рабочих, руководителей, специалистов и служащих нашего завода увеличились на 8%. Решение о повышении распространяется также и на сотрудников 100%-ных дочерних обществ АВТОВАЗа, выведенных из его состава. При этом надо понимать, что повышение тарифных ставок и окладов — это повышение зарплаты в целом, поскольку тарифные ставки и оклады являются основой для начисления премий, надбавок и доплат.

— А у предприятия есть ресурсы для выполнения взятых обязательств?

— Возможность повышения зарплаты появилась только благодаря общим усилиям нашего руководства и трудового коллектива. Мы напряженно работали. В очень сжатые сроки поставили на конвейер автомобили LADA Granta и LADA Largus. Запустили новую производственную линию В0, начали выпуск LADA Granta с «автоматом». Освоили производство LADA Granta в Ижевске. Реализовали на сегодняшний день в России и за рубежом более 450 тысяч автомобилей LADA. Вышли по итогам работы за восемь месяцев на чистую прибыль в размере 1,3 млрд рублей. Но расслабляться не стоит — мы видим, что происходит на рынке. Конкуренты активно заходят с новыми моделями в наш сегмент, нам нельзя допускать падения продаж. Надо хорошо отработать оставшиеся месяцы этого года, чтобы по его итогам получить положительный финансовый результат, надо повышать эффективность и постоянно улучшать качество выпускаемой продукции. И очередное увеличение зарплаты — это дополнительная мотивация для коллектива по реализации сложнейших задач, которые стоят сегодня перед нашим заводом.

— Сколько сейчас получают рабочие на АВТОВАЗе в сравнении с другими автосборочными предприятиями в России?

— За август 2012 года средняя зарплата рабочих промышленно-производственного персонала составила более 24 тысяч рублей. В целом за пять последних лет средняя зарплата работников АВТОВАЗа выросла на 35%. Мы постоянно анализируем заработную плату в Самарской области, в машиностроительных предприятиях, в автомобильной отрасли страны в целом. И я могу сказать: уровень зарплаты на АВТОВАЗе выше или сопоставим с большинством автосборочных предприятий России, он выше средней зарплаты по области. При этом самое главное для нас сегодня — продолжать совершенствовать технологию производства. Только за счет роста производительности труда и повышения эффективности нашей работы мы сможем больше зарабатывать и направлять эти средства в том числе на увеличение зарплаты и дальнейшего расширения обязательств

колдоговора.

— А какие социальные гарантии сейчас есть на АВТОВАЗе? Ведь не секрет, что во время кризиса от части льгот вам пришлось отказаться?

— В год на финансирование социального пакета сотрудников предприятия выделяется более 1,7 млрд рублей. Завод сохранил одну из лучших систем социального обеспечения среди промышленных предприятий России. Это — добровольное медицинское страхование, медицинское обслуживание, организация отдыха и санаторно-курортного лечения, дотации на питание, другие социальные льготы и гарантии, прописанные в коллективном договоре. Но к сожалению, денег никогда не бывает слишком много. И ситуация еще не настолько стабильна, чтобы полностью возобновить действие всех пунктов колдоговора, которые были приостановлены во время кризиса. Но мы работаем над этим — в прошлом году возобновили целый ряд пунктов. В частности, возвратили дополнительный, оплачиваемый из средств предприятия 10-недельный дородовый отпуск для женщин. Увеличили суммы средств для поощрения победителей трудового соревнования в подразделениях завода. Возобновили материальное вознаграждение сотрудников к государственным и корпоративным праздникам. Также вместе с банками-партнерами запустили программу льготного кредитования на покупку автомобиля, которая, в общем, аналогична действующей ранее и популярной среди заводчан программе 50х50.

В этом году мы приняли многие предложения сотрудников — например, выплатили премию тем, кто в 2009 2010 годах получил звание «Ветеран ОАО «АВТОВАЗ». С марта этого года выплачиваем подъемные всем, кто вернулся на завод из армии. Увеличили финансирование детского отдыха. Открыли санаторий-профилакторий «Алые паруса». Приняли решение о дополнительном выделении в этом году 1500 автомобилей для сотрудников. Оказываем помощь подшефным школам, ветеранам завода… В общем, перечислять можно еще долго. Выполняем все взятые обязательства перед коллективом. Более того, объем финансирования социальных льгот и гарантий, предоставляемых в соответствии с колдоговором, вырос по сравнению с прошлым годом на 6%. Мы строго выполняем взаимные договоренности с коллективом по направлению дополнительных средств, заработанных предприятием, для решения социальных задач.

— Сколько человек работает на заводе и ведется ли сейчас прием на АВТОВАЗ?

— В настоящее время коллектив АВТОВАЗа — около 66,5 тысячи человек, включая временных работников, принятых под задачи временного расширения производства. Эта численность соответствует нашим объемам производства. И в связи с увеличением программы выпуска LADA Largus мы организовали дополнительный набор персонала рабочих профессий — до конца этого года примем 400-500 человек. В другие производства завода мы ведем прием только на имеющиеся вакансии.

— Удовлетворяет ли сегодня АВТОВАЗ квалификация тех, кто приходит на предприятие?

— Студенты вузов и учебных заведений среднего профессионального образования, с которыми сотрудничает АВТОВАЗ, проходят у нас производственную преддипломную практику. Темы их курсовых и дипломных работ — актуальные вопросы самых различных направлений работы АВТОВАЗа. То есть выпускники приходят на завод уже максимально адаптированными к работе в условиях действующего производства, имея наработки в решении многих важных проблем.

В этом году мы запустили большую программу обучения молодых специалистов — в сотрудничестве с ведущими тольяттинскими и самарскими вузами. В ней — различные виды обучения, в том числе стажировки на производственных мощностях и в технических центрах альянса Renault-Nissan. Уверен — АВТОВАЗ становится международной компанией, в которой интересно и престижно работать.